Далекий Сахалин: куда смотрит ФАС?

экономика, авиация, аэропорт, южно-сахалинск

Фото с сайта аэропорта Южно-Сахалинск

Неожиданно скандально прошла в минувшую пятницу очередная сессия в Думе Сахалинской области. Депутаты разделились на два враждующих лагеря. Прямо на заседании некоторые из наиболее активных народных избранников пытались привлечь внимание местной прокуратуры и даже ФСБ. Как на Сахалине решался вопрос привлечения инвестора или, скорее передачи местного аэропорта холдингу «Аэропорты регионов», а также как эти процессы протекают в других регионах, разбиралась «НГ».

Приватизация как она есть

На фоне пандемии и сокращения объемов перевозок деятельность аэропортов интересовала всех только в контексте вопроса — как много потеряют аэропорты и как долго будет восстанавливаться пассажиропоток. В июле падение перевозок через крупнейшие аэропорты РФ замедлилось. Так, по данным Международной ассоциации аэропортов, в первый день месяца показатель был на уровне -56%, к 18 июля сократился до -40%, а по состоянию на 23 июля был на уровне -33% год к году. Позитивные новости об открытии международного сообщения внушили оптимизм российским туристам, авиакомпаниям и аэропортам. Правда, не всем — московским, включая Подмосковье, петербургскому и, как ни странно, ростовскому Платову (входит в холдинг «Аэропорты регионов»).

«С 1 августа будут выполняться (международные рейсы. — «НГ») из аэропортов Москвы, Московской области, Петербурга и Ростова-на-Дону. Это решение также позволит нам ускорить возвращение граждан из-за рубежа», — сказал глава правительства РФ Михаил Мишустин в эфире «России 24».

И вот на фоне возобновления полетов из ограниченного числа аэропортов России в ограниченное количество страны (среди которых неожиданно появилась Танзания), вопросы приватизации аэропортов как бы отошли на второй план или вообще не вспоминались. Но на самом деле в недрах спокойных процессов из разряда «деньги любят тишину» бурлят подлинные страсти и происходят события, напоминающие нарушение антимонопольного законодательства.

Ну что тебе сказать про Сахалин?

Популярная песня Яна Френкеля сегодня как нельзя актуальна на острове: в краю, где, согласно ее тексту, живут немногословные мужчины, а спорят только волны и ветра, дела сейчас обстоят как раз наоборот. Жаркие споры возникли по поводу внезапной передачи главного аэропорта Сахалина холдингу «Аэропорты Регионов», о чем сообщает «Сахалин.инфо».

Настолько быстрой, что даже видавшие виды депутаты удивились прыткости местного правительства. Парламентариев оповестили буквально в понедельник о том, что такой вопрос выносится на обсуждение, но документов никаких не предоставили. Более того, некоторым депутатам даже не дали выступить, чем спровоцировали конфликт, приведший к взаимным оскорблениям и расколу. Материалы для обсуждения вопроса, видимо, как поется в той же песне, «летели почтой с пересадками с материка».

Вопрос аэропорта и обсуждался думскими депутатами. Развитие авиаперевозок и туризма, привлечение авиакомпаний, превращение аэропорта в крупный региональный и международный хаб несколько народных представителей считают утопической идей. Одни, как например, Светлана Иванова, связали это с сокращением активности нефтегазовых компаний в регионе, а другие, как Виктория Кривошеева, нежеланием крупных перевозчиков и сейчас летать в регион. Все негодование депутатов сводилось к тому что в регионе нет развитой социальной и городской инфраструктуры, а на повестке дня срочный вопрос передач аэропорта инвестору, причем одному.

После двухчасовых дебатов противники скорой приватизации регионального имущества рекомендовали правительству привлечь не одного, а нескольких инвесторов, произвести независимую оценку акций АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» на сегодняшний день (до организации работ по привлечению инвесторов) и независимо от привлечения инвесторов обеспечить участие органов государственной власти в управлении деятельностью АО с целью предоставления преимущественного права в принятии управленческих решений и руководства предприятием. Окончательно вопрос согласования соглашения депутаты будут рассматривать уже в сентябре.

Иркутский разворот

По всей видимости, правительство Сахалинской области несколько оторвано от материка и до него не доходят новости об отставках других губернаторов в других регионах (хотя местные чиновники сами не так давно побывали в кризисе, связанном с арестом бывшего губернатора Хорошавина). Не будем говорить о причинах отстранения губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, достаточно вспомнить его иркутского тезку Сергея Левченко, для которого скандал с передачей аэропорта без конкурса компании «Новапорт» окончился плачевно. Он лишился своего поста и получил административный штраф, причем дело шло к уголовной статье.

Назначенный в декабре 2019 года врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев сразу серьезно взялся не только за модернизацию областного аэропорта, но и за решение проблемы привлечения инвесторов. Скандалы и споры вокруг аэропорта уже давно не идут на пользу инвестиционному имиджу региона. Помимо вопросов с пострадавшими от природных катаклизмов территориями еще одна проблема Иркутской области была Кобзевым решена. Правительство Иркутской области вернулось к идее модернизации аэропорта в Иркутске путем смены местоположения взлетно-посадочной полосы.

«Тендерную документацию подготовим к осени. По нашим предварительным оценкам, строительство нового терминала с инфраструктурой обойдется в сумму до 20 млрд руб. Кроме этого, необходимо решить вопрос и с реконструкцией аэродрома за счет федерального бюджета. В этом смысле для нас базовым является существовавший ранее проект по развороту взлетной полосы на 33 градуса по отношению к существующей», — рассказал врио главы Иркутской области.

Кобзев также напомнил, что были проекты размещения авиаузла за пределами Иркутска: в Пади Ключевой и около Поздняково. Однако, по его словам, первый проект невозможно реализовать из-за того, что в том районе Иркутский авиазавод проводит испытания самолетов, а по второму регион получил отрицательное заключение Главгосэкспертизы. В связи с этим сейчас основной является идея модернизации аэропорта в Иркутске — с новой взлетной полосой, аэровокзалом, перроном, рулежными дорожками и привокзальной площадью.

Алтай сомневается

Схожая с Сахалином ситуация и в Алтайском крае, который хочет отложить оценку аэропорта Барнаула под проект все того же «Новапорта». Власти региона сомневаются в необходимости оценки акций АО «Авиапредприятие «Алтай» (управляет аэропортом Барнаула) под проект строительства терминала холдингом «Новапорт» в период ухудшения ситуации в авиаотрасли из-за коронавируса, будут обсуждать этот вопрос с инвестором. В июне глава Алтайского края Виктор Томенко сообщал, что оценка акций пока еще не началась. При этом губернатор подтвердил намерения взаимодействовать с «Новапортом», сообщает «Коммерсант».

«Очевидно, что проект будем двигать, вопрос только в том, чтобы корректно все процедуры были выполнены», — резюмировал губернатор.

О каких процедурах говорит Томенко? Вероятно, только о формальной оценке акций авиапредприятия, которое на 49% принадлежит «Новапорту», и дополнительной эмиссии АО «Авиапредприятие «Алтай» в преддверии масштабной реконструкции аэропорта. В результате этого доля региона в уставном капитале снизится с 52% до 25% плюс 1 акция, а доля «Новапорта» возрастет с 48% до 75% «минус» 1 акция. Есть уже предварительная договоренность о том, что Алтайский край в выкупе дополнительных акций участвовать не будет. При этом «Новапорт» приобретенные акции планирует передать правительству региона в залог до момента введения нового аэровокзального комплекса в эксплуатацию.

Но есть вопрос: получение контроля, даже через допэмиссию акций, над стратегическим объектом региональной собственности в соответствии с законодательством должно быть реализовано через конкурсные процедуры. Но об этом региональные власти почему-то не упомянули.

У высоких берегов Амура…

Другой и, прямо скажем, прогрессивный пример не только Сахалину, но и всей России демонстрирует Благовещенск. Там в активной стадии рассмотрение заявок инвесторов.

«Создание нового здания терминала обсуждается на протяжении полутора лет. На сегодняшний день объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения. Все крупные компании этой отрасли заинтересовались нашим предложением. 27 августа планируется провести вскрытие конвертов конкурсантов с предложениями по созданию терминала. После рассмотрения к ноябрю будет определен инвестор и заключено соглашение. В течение первого года изготовят проектную документацию, еще через два года возведут новое здание аэровокзального комплекса, которое включит в себя новый международный терминал», — сказал губернатор Амурской области Василий Орлов.

Как видно из рассмотренных примеров, приватизационные процессы в аэропортовой области еще далеки от идеальных. Одни инвесторы ратуют за открытые и честные конкурсы, другие пытаются войти в капитал региональных компаний, что называется, «тихой сапой». «НГ» не раз обращалась к теме развития аэропортов.

Пока приватизационные процессы в аэропортовой сфере России имеют явный перекос в сторону безальтернативной продажи аэропортов по нерыночным ценам на условиях того, кто первый договорится с главой региона. Инвестиционные рейтинги регионов страдают в том числе и по этим причинам. И если Амурская и Сахалинская области еще входят в топ-30 по рейтингу Агентства стратегических инициатив, то Иркутская область и Алтайский край пока еще далеки от этого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *