Дорожные объекты на М-12 строят в максимально высоком темпе. Фото с сайта правительства РФ
Вице-премьер Марат Хуснуллин обещает построить участок автодороги М12 от Москвы до Екатеринбурга за 2,5 года, а дальше продолжить ее до Владивостока. Если это случится, это станет самым масштабным и быстрым строительством в истории страны. Эксперты считают, что магистраль «запад-восток», которая откроет выходы на Корею, Монголию и Китай, станет новой возможностью для развития бизнеса. А в народе трассу уже называют «дорогой жизни».
8 сентября открылось движение сразу на трех направлениях: дали старт на последнем построенном участке Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД), первом построенном М12 — Москва-Казань-Екатеринбург, а также закончены работы по реконструкции трассы Екатеринбург-Челябинск, которую с двух полос расширили до четырех на всем протяжении (203 км). Все три участка открыл президент РФ Владимир Путин. И все три проекта, несмотря на пандемию и санкции, ввели в эксплуатацию значительно раньше намеченных сроков.
Например, строительство участка М12 — нулевого этапа автодороги Москва-Казань-Екатеринбург завершили минимум на год раньше. От принятия решения о начале реализации проекта до открытия «головного участка» прошло всего 2 года, вместо запланированных 3 лет. Теперь автомобилисты смогут проехать от Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) до пересечения с федеральной дорогой А-108 «Московское большое кольцо» в районе города Орехово-Зуева по трем полосам движения, минуя перегруженную федеральную дорогу М7 «Волга», что позволит избежать пробок перед Ногинском.
По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, до конца 2022 года планируется открытие участков дороги М12 и во Владимирской области. А в 2023 году будет открыто движение по второму пусковому комплексу нулевого этапа М12 – от Московского скоростного диаметра (МДС) до Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) протяженностью 42,5 км. Сейчас там идет активное строительство, как и на остальных этапах новой дороги. «Из восьми участков этой трассы четыре идет с опережением, два идет в графике, два – с небольшим отставанием. То есть пока, если ничего не произойдет, мы к концу 2023 года основной ход запустим. В этом году запустим из 830 км 95 км. И дальше поэтапно следующий 2023 год. И если у нас все получится, это будет самое быстрое строительство за всю историю страны — 830 км за 2,5 года», — сказал вице-премьер.
Также быстро, как и запланированные участки М12, сдали ЕКАД. История его строительства тянется с 1989 года. В 2020 году президент дал поручение Хуснуллину ускорить строительство ЕКАД, и трасса была сдана на два года раньше срока. Ту же картину можно наблюдать с продолжением коридора – трассой «Казань-Екатеринбург». Полтора года назад в послании Федеральному собранию Владимир Путин дал прямое поручение правительству продлить М12 до Екатеринбурга до 2024 года. Сейчас там идет большое строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог, протяженностью 361,2 км. Сюда входит строительство обходов Нижнекамска и Набережных Челнов, а также пешеходных переходов. Идут подготовительные работы и для строительства автомобильной дороги на участке «Дюртюли — Ачит», протяженностью 275 км. Марат Хуснуллин уже сообщил, что планирует завершить стройки до конца 2024 года, и тогда, как отметил президент страны, время в пути от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга сократится с 31 до 17,5 часов.
Таких масштабов и темпов дорожного строительства страна ещё не видела, отмечают эксперты. «Давайте вспомним трассу М11, — напоминает в разговоре с «НГ» урбанист Дмитрий Матвеев. — Ее строили почти 10 лет. А М12 длиннее почти на 150 км. И ее хотят построить в четыре раза быстрее. Да, дороги — это хорошо. Мы все устали стоять в пробках вечно разбитого Горьковского шоссе, а между Казанью и Екатеринбургом никогда не было прямой дороги и автомобилистам приходится наматывать лишние километры, добираясь из одного города в другой через Пермь или Уфу. Но есть вопросы. За счет чего строители набрали такие темпы? Они жертвуют качеством в угоду красивым цифрам? Или наконец-то научились организовывать работу?»
Вице-премьер Марат Хуснуллин курирует
выполнение масштабного проекта.
Фото с сайта правительства РФ
Отраслевые эксперты считают, что ответ на этот вопрос — в приоритетизации и менеджменте проекта. Все участки строительства трасс Марат Хуснуллин контролирует лично, совершая облеты территорий на вертолете, общаясь на месте с подрядчиками и решая текущие вопросы в ручном режиме. Впрочем, уровень исполнителей меняется вместе с темпами строек. «Очень вырос профессионализм наших заказчиков, проектировщиков и подрядчиков. Мы никогда за такие сроки раньше не строили», — отмечает вице-премьер. Он считает, что сегодня есть все условия для достижения высоких показателей в реализации амбициозных проектов — в том числе за счёт использования самых современных материалов.
Они более прочные, и их качество жестко контролируется. Гарантия на полотно М12 составит 15 лет. Хуснуллин отметил, что от Москвы до Казани можно будет доехать за 6,5 часов.
«Строительство дорог является тем показателем, по которому можно судить о перспективах других отраслей, — отметил в беседе с «НГ» член МРО «Деловая Россия», эксперт по вопросам развития и государственной поддержки бизнеса и отечественной промышленности Алексей Хижняк. — Появляется дорога — начинается строительство прилегающей инфраструктуры, освоение лесных богатств, природных ресурсов, решаются задачи по обустройству жизни людей. Создание автомобильной трассы до Владивостока в 12 тысяч километров, которая пройдет через Читу, Хабаровск, Якутск, Магадан, Ханты-Мансийск – это не просто появление альтернативного маршрута для потока легковых автомобилей. Это – создание целого логистического коридора, который в новых условиях промышленного суверенитета может стать «дорогой возможностей» для доставки материалов и комплектующих, снизить стоимость логистики и товаров соответственно. Причем в этой части продленная до Владивостока автодорога М-12 будет иметь несколько выходов на Китай и Казахстан, а также на Северную Корею и Монголию, что даст дополнительный импульс для развития товаропотока с нашими соседями в условиях ограниченных возможностей для авиаперевозок и загруженных на 100% мощностей РЖД. В качестве эффекта появляется не просто современная удобная комфортная дорожная инфраструктура, но и повышается логистическая связанность регионов, увеличивается грузовой и туристический поток, трассы обрастают субъектами МСП, которые, предоставляя свои услуги, зарабатывают на этом потоке, создают новые рабочие места и обеспечивают налоговые поступления».
Маршрут коридора Север-Восток длиной более 12 тыс. км, всенародное голосование за имя которого предложил начать президент, проходит по территории 26 регионов. Еще столько же субъектов находятся в зоне тяготения. А это значит, что эта инфраструктурная мегастройка не только откроет выход на Восток, но и обеспечит ускоренное экономическое развитие более 50 регионов нашей страны.