Фото пресс-службы «Группы ГАЗ»
Электробусы GAZelle e-NN, созданные на Горьковском автомобильном заводе, вышли на пассажирский маршрут в Нижнем Новгороде. Две машины будут работать на маршруте, который связывает аэропорт Стригино и станцию метро «Парк культуры». Запуск маршрута приурочен к 800-летию Нижнего Новгорода.
Программа создания перспективного экологически чистого транспорта началась в «Группе ГАЗ» более 10 лет назад по инициативе промышленника Олега Дерипаски. Сегодня «Группа ГАЗ» является ведущей в России компанией по разработке и производству транспорта, работающего на альтернативных видах топлива. В 2005 году она первой в стране начала выпуск автобусов большого класса, работающих на газовом топливе, и сегодня производит полную линейку пассажирской и коммерческой газомоторной техники. Компания инвестировала свыше 11 млрд руб. в создание производства нового семейства двигателей ЯМЗ-530, в том числе модификаций, работающих на природном газе – метане. С 2018 года на Ликинском автобусном заводе «Группы ГАЗ» стартовало серийное производство электробусов большого класса, а в 2020 году ГАЗ создал первый в России коммерческий электромобиль GAZelle-e NN.
Электрическая «ГАЗель» сочетает в себе унифицированные компоненты модельного ряда легких коммерческих автомобилей ГАЗ и оригинальные электрические узлы: тяговые батареи, электродвигатель, преобразователь напряжения, зарядное устройство и другие компоненты. Пассажировместимость автобуса – 17 человек, полная масса электромобиля – 4,6 т.
На машинах установлен электродвигатель синхронного типа на постоянных магнитах. Его пиковая мощность составляет 100 кВт, максимальный крутящий момент – 310 Н-м. Энергоемкость аккумуляторных батарей – 48 кВт-ч. Максимальная скорость – 100 км/ч, запас хода на одной зарядке – до 120 км. По желанию заказчика запас хода может быть увеличен до 200 км за счет установки дополнительных батарей. Предусмотрена возможность быстрой зарядки до 80% емкости за 30 минут. Режим рекуперации позволяет обеспечивать подзарядку батарей в момент торможения, что особенно актуально при работе в режиме городских перевозок с частыми остановками.
Впервые электромобили GAZelle e-NN были представлены в Нижнем Новгороде в сентябре 2020 года в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России». В основе конструкции машины лежит единая унифицированная электроплатформа, архитектура которой позволяет выпускать полную линейку легкого коммерческого электротранспорта: бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники.
«Для нас очень важно, что на первый пассажирский маршрут электрические «ГАЗели» вышли на родине ГАЗа – в Нижнем Новгороде, в год 800-летнего юбилея города, – отметил президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин. – Электрификация городского транспорта – это глобальный процесс, который позволит повысить качество и комфорт жизни в мегаполисах. Речь идет не только об экологии, но и о снижении уровня шума, а также о широком внедрении цифровых сервисов, направленных на повышение безопасности и комфорта пассажиров и эффективности управления автопарками».
«Для запуска маршрута используются как отечественные автобусы, так и зарядная инфраструктура российского производства, – сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. – Изначально хотелось, чтобы на электробусе могли проехать гости, прибывающие в Нижний Новгород воздушным транспортом. Это подчеркивает статус города как одного из промышленных и научных центров страны. Разработан маршрут и с учетом возможностей железнодорожной сети. Мы планируем масштабное обновление инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде благодаря возможностям «инфраструктурного меню». Это соответствует и актуальной экологической повестке».
Объединенный инженерный центр «Группы ГАЗ» разрабатывает электрические версии автобусов среднего и особо большого классов, среднетоннажных грузовиков, создавая самый широкий в России модельный ряд городской техники с нулевым уровнем выбросов. Кроме того, сегодня ГАЗ в сотрудничестве с немецкой компанией EFA-S реализует проект, в рамках которого будут созданы и внедрены в эксплуатацию в Германии водородные электромобили. Планируется, что в первой половине 2022 года два водородных автомобиля на базе «ГАЗели NEXT» будут переданы для работы в дорожно-строительном хозяйстве района Эсслинген в Германии.