Терезу Мэй призывают как можно скорее прояснить контуры будущих отношений королевства и Евросоюза. Фото Reuters
Ряд крупных компаний, включая авиастроительную корпорацию Airbus, предупредили руководство Великобритании о готовности свернуть свою деятельность в королевстве, если в скором времени в переговорах по брекзиту не будет достигнута определенность. По словам лидеров бизнеса, за последний год правительство Терезы Мэй так и не смогло продвинуться ближе к получению гарантий доступа к рынку Евросоюза.
На днях целый ряд крупных компаний выразили неудовольствие текущим прогрессом переговоров британских властей с ЕС. В своем пресс-релизе, приуроченном к публикации анализа рисков брекзита, Airbus назвала две проблемы, которые больше других тревожат руководство фирмы.
Это, во-первых, слишком короткий переходный период после брекзита и, во-вторых, высокая вероятность срывов переговоров Лондона и Брюсселя.
«Запланированный переходный период (между нынешними условиями сотрудничества ЕС и Британии и вступлением в силу новых договоренностей. – «НГ»), который заканчивается в декабре 2020 года, слишком короткий», – сетует компания, подчеркивая, что за это время ей вряд ли удастся внести необходимые коррективы в «нашу обширную цепочку поставок».
В этой связи, предупреждает Airbus, корпорация может сократить объем инвестиций в королевство. «Airbus продолжит проводить мониторинг своих инвестиций в Соединенное Королевство и воздержится от заключения новых партнерских договоренностей с поставщиками, базирующимися в королевстве», – утверждается в пресс-релизе фирмы, создавшей в Британии 14 тыс. рабочих мест.
Еще больший риск представляет собой возможный срыв переговоров по брекзиту, отмечают в компании. «Выход Соединенного Королевства из ЕС без заключения предварительных условий будущего сотрудничества… приведет к серьезным негативным последствиям, – предупреждают в Airbus. – Такой сценарий заставит Airbus отказаться от инвестиций в Соединенное Королевство и пересмотреть свою готовность сотрудничать с этой страной в долгосрочной перспективе, ослабив усилия королевства по сохранению конкурентоспособной и инновационной авиастроительной индустрии».
Другой крупной фирмой, выразившей обеспокоенность ходом переговоров, стал автоконцерн BMW. По словам главы британского филиала компании Иана Робертсона, у правительства остается все меньше времени, чтобы прояснить условия, на которых будет осуществляться экономическое партнерство Британии и ЕС после брекзита. «Если мы не дождемся более четкой ситуации в следующие несколько месяцев, то будем вынуждены начать подготовку к экстренному сценарию», – рассказал Робертсон, чья компания предоставляет рабочие места 9 тыс. британцев. Представитель BMW также дал понять, что продолжение неопределенности «приведет к снижению конкурентоспособности Британии».
Наконец, в понедельник тревогу из-за пробуксовки брекзита подняли пять крупнейших лоббистских организаций королевства, представляющие интересы британского и международного бизнеса. В своем коллективном письме к Мэй они призвали кабинет министров активизировать диалог с Брюсселем и наконец достичь в переговорах конкретики. «В условиях отсутствия определенности бизнес столкнется с необходимостью начать готовиться к самому худшему варианту (брекзита. – «НГ»), что неминуемо приведет к потере британской экономикой миллиардов фунтов (в инвестициях. – «НГ») и тысяч рабочих мест, а также оставит семьи без дохода», – утверждается в тексте письма.
Из-за связанных с брекзитом опасений инвестиции в Британию готовятся сократить почти 50% крупных фирм в ЕС. Об этом свидетельствуют результаты исследования консалтинга Baker & McKenzie, который провел опрос среди руководителей 800 крупнейших европейских компаний.
Правда, как указывает опрос, компромиссов в переговорах бизнес ожидает не только со стороны Лондона, но и со стороны Брюсселя. Так, три четверти опрошенных компаний считают, что ЕС должен пойти на уступки британцам ради сохранения с ними экономических связей. «Очевидно, что (европейские. – «НГ») компании, в особенности германские, считают, что брекзит навредит бизнесу», – констатировал в беседе с агентством Reuters партнер Baker & McKenzie Анахита Томс.
Заявления бизнес-сообщества прозвучали на фоне подготовки европейских и британских дипломатов к саммиту ЕС, который откроется в четверг. На нем сторонам предстоит утрясти детали вокруг главных вопросов будущего сотрудничества. Список тем включает в себя условия контроля над британско-ирландской границей, а также условия, на которых Британия может получить к Европейскому единому рынку без обязанности соблюдать правило пускать к себе мигрантов из ЕС.
Компромисс по брекзиту возможен, отмечают эксперты, но, чтобы получить развернутый доступ к рынку ЕС, Лондону придется пойти на дополнительные компромиссы. «Речь идет о распространении юрисдикции Европейского суда на Великобританию, отчислении больших средств в бюджет ЕС и… ограничении степени, в которой Лондон собирается ужесточить контроль над миграцией из ЕС», – поясняет на страницах Financial Times директор Центра европейских исследований Чарльз Грант.
При этом эксперт предупреждает о росте недовольства мягким подходом к Брюсселю со стороны соратников премьера. «Проблема госпожи Мэй в том, что чем мягче будет ее подход в переговорах, тем вероятнее становятся отставки нескольких ее министров», – уточнил Грант.
О том, что на компромиссы с Брюсселем в правящей Консервативной партии готовы далеко не все, свидетельствует и тон, в котором ряд депутатов и членов правительства прокомментировали заявления Airbus и BMW. По словам депутата-консерватора Бернарда Дженкина, подобные заявления – не более чем «спекуляции», которые британцы уже много раз слышали после референдума по брекзиту в июне 2016 года.
К критике корпораций присоединился и министр здравоохранения Джереми Хант. «То, что бизнес выступает с такими угрозами, недопустимо, – сказал он в интервью Би-би-си. – Мы находимся в очень важной стадии переговоров по брекзиту, и это означает, что мы должны объединиться вокруг Терезы Мэй, чтобы добиться самой выгодной сделки».