Фото Reuters
Произошло ожидаемое событие: накануне ухода евроструктур на летние каникулы был одобрен седьмой пакет санкций против РФ. Под него, как и сообщалось ранее, подпали операции с российским золотом и не подпал, пусть даже в символическим виде, импорт российского газа. Расширен список физических и юридических лиц. Но вместе с тем в разъяснении к пакету впервые говорится фактически об ослаблении санкций, правда, весьма умеренном. В области перевозок сельскохозяйственной продукции и поставок нефти ослаблен запрет на взаимодействие с российскими госорганами.
О том, что в четверг Евросоюз согласовал седьмой пакет санкций против РФ, объявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, получено согласие от всех государств ЕС. «Это посылает сильный сигнал Москве: мы будем поддерживать высокое давление столько, сколько потребуется», – написала она в своем Twitter. Днем ранее послы стран ЕС принципиально одобрили седьмой санкционный пакет, а 15 июля было получено одобрение Еврокомиссии. Тогда же появились подробности новых рестрикций.
Под санкционный запрет подпали операции с российским золотом. Учитывая, что главный его покупатель в Европе, Великобритания, больше не входит в ЕС, можно сказать, что эта мера не самая жесткая и болезненная для России. Каких-либо ограничений, касающихся природного газа, решено не вводить. Против выступает слишком большое число европейских стран. Хотя многие государства и в этой сфере стремятся снизить свою зависимость от РФ.
На момент подписания номера текст введенных санкций в официальном журнале ЕС еще не опубликован. То, что о них известно, – известно из заявлений чиновников Евросоюза. По ним выходит, что несколько расширен список товаров, которые могут быть использованы Россией в военной и технологической сферах. Пополнен список физических и юридических лиц, попавших в черные списки. Как сообщил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, в их числе Сбербанк, мотоклуб «Ночные волки» и «дезинформирующие актеры» – имеются в виду Сергей Безруков и Владимир Машков, поддерживающие операцию в Украине. Видимо, теперь, после того как большинство российских высших чиновников в санкционные списки внесены, критерии для дальнейших западных рестрикций меняются. Под них подпадают не только те, кто непосредственно участвует в российской спецоперации, но и те, кто ее активно и публично одобряет.
Самый же интересный момент нового пакета – это разъяснения к нему. Евросоюз выводит из-под действия санкций сотрудничество с российскими государственными органами, если речь идет об экспорте продовольствия или транспортировке нефти в третьи страны. Первое – продолжение общей линии ЕС, направленной на то, чтобы давление на РФ не привело к продовольственному кризису в некоторых странах Африки и Азии. Второе – определенная уступка компаниям, которые участвуют в транспортировке российской нефти не в страны Евросоюза. Впрочем, считать эту меру предвестником смягчения санкционной политики ЕС вряд ли правомерно. Скорее Европа продолжает давить на РФ так, чтобы более-менее обезопасить собственную экономику.
***
Новый санкционный пакет обсуждали и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Несколько раз внимательно прочитал пресс-релиз ЕС о седьмом, извините за выражение, пакете. Релиз, предельно невнятный (именно отсюда такое разнообразие вариантов русского перевода) в том месте, где речь о выводе из-под санкций обслуживания нашей гражданской авиации европейского производства, — отмечает «Адекват». — Понять его можно одним из двух диаметрально противоположных способов. Или это ни на что не влияющая чисто бюрократическая оговорка, имеющая отношение исключительно к каким-то техническим телодвижениям между нами и ИКАО. Или это полное (делать это наполовину отсутствует всякий практический смысл) снятие всех ограничений на поддержание летной годности авиапарка. Каждая из версий вполне логична по-своему, но в совсем разных логиках. Если верной окажется одна, события в этом нет. Если другая, это будет сенсацией примерно месяца».
«Частичное снятие Европой ограничений против российской авиационной отрасли продиктовано вполне понятными мотивами: взаимное блокирование воздушного пространства ЕС и России практически никак не вредит последней, но радикально портит экономику полетов европейских авиакомпаний в Азию, куда подавляющая часть маршрутов проходит над территорией России, — полагает «Мейстер». — Учитывая, что гражданская авиация Европы и так не в лучшем состоянии после ковида, а на нее завязано слишком многое и в финансах и в промышленности, упорствовать в санкциях означало бы своими руками загонять авиакомпании в банкротство. И чтобы вернуть возможность летать над российской территорией, нужно чем-то поступиться. Пусть и под лозунгом «соблюдения стандартов ИКАО».