Евросоюз обойдется без Америки

ес, германия, меркель, франция, макрон, экономика, бюджетная политика, реформы, сша, трамп

Канцлер ФРГ Ангела Меркель принимает деятельное участие в разработке «дорожной карты» реформ ЕС. Фото Reuters

Европейский союз на пороге перемен. С одной стороны, президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещали реформировать внутреннее устройство сообщества. С другой – немецкий лидер заявила о готовности ЕС вести более независимую внешнюю политику. Эксперты считают: активизация франко-немецкого ядра грозит экономической изоляцией Великобритании. Относительно того, как автономия ЕС во внешней политике скажется на отношениях с Россией, мнение аналитиков разделилось.

Избрание Макрона президентом Франции может открыть новую страницу в истории Евросоюза. Лидеры ФРГ и Пятой республики уже заявили о начале совместной работы над «дорожной картой» реформ сообщества. Эта карта будет включать два пакета мер. 

Первый из них – краткосрочный, он насчитывает три основных проекта, по которым Меркель и Макрон достигли консенсуса, констатирует заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова.

Во-первых, Париж и Берлин попытаются внести изменения в миграционный режим, сформировав принцип общеевропейского права на убежище. Это потребует передачу полномочий по миграционному регулированию на наднациональный уровень – Европейскому агентству предоставления права на убежище. Такая мера, пояснила Арбатова «НГ», будет способствовать единообразию законодательства в этой сфере и позволит Брюсселю более эффективно контролировать потоки приезжих. В настоящее время в сообществе действует Дублинская конвенция, согласно которой прибывшие в ЕС мигранты должны подавать прошение о предоставлении статуса беженца в той стране, в которую они первоначально прибыли.

Второе изменение, которого попытаются добиться Макрон и Меркель, – реформа Директивы об откомандированных работниках для борьбы с социальным демпингом. В ее рамках сотрудники компаний любой из стран ЕС могут быть временно размещены, например, во Франции, при этом не исполняя действующих там требований по минимальной зарплате или социальным взносам.

Наконец, франко-немецкий альянс поставил задачей ввести принцип торговой взаимности. Согласно ему, ЕС не станет открывать доступ к госконтрактам для стран, которые отказались предоставить зеркальные права компаниям сообщества.

«Эти изменения важные, однако не настолько масштабные, чтобы требовать каких-то коренных изменений договорно-правовой базы ЕС, – сказала Арбатова. – Другими словами, обновлять Лиссабонский договор не придется, а все реформы можно будет реализовать через поправки».

В среднесрочной же повестке главной задачей ЕС является реформа еврозоны. В ее основе будет лежать сделка: в обмен на уступки по углублению интеграции валютного союза со стороны Германии Франция реализует структурные реформы. 

Согласно озвученным Макроном планам, преобразования должны включать смягчение Берлином бюджетной политики с целью повышения спроса в южных странах. Ранее французский лидер также призывал к более глубокой интеграции валютного союза, что предполагает создание инвестиционного фонда и министерства финансов еврозоны, а также завершение формирования банковского союза.

Если намеченные реформы будут претворены в жизнь, а экономическая состоятельность сообщества повысится, это доставит большие проблемы Великобритании, принявшей решение покинуть состав сообщества. 

«Европа, которую возглавляют сильные и решительные лидеры, всегда будет проблемой для Британии, – пишет колумнист Financial Times Джанан Ганеш. – ЕС определяет условия доступа к своему единому рынку. Он влияет на решения, которые будут влиять на Британию и над которыми у Лондона не будет никакого контроля». По словам Ганеша, франко-немецкий тандем решителен в своем желании наказать британцев, если те откажутся выполнять требования о беспрепятственной миграции внутри ЕС. Вместе с тем именно этого будет добиваться премьер-министр Британии Тереза Мэй, о чем она уже неоднократно заявляла.

Между тем потеря беспрепятственного доступа к единому европейскому рынку (ЕЕР) услуг влетит британцам в копеечку. Согласно докладу Центра исследований экономики и бизнеса (CEBR), при этом сценарии ВВП королевства уменьшится на сумму от 25 млрд до 36 млрд фунтов в год. А по оценкам экспертов из Гронингенского университета, Британии не удастся восполнить потерю доступа к ЕЕР соглашениями с другими странами, учитывая, как масштабен этот рынок и насколько близко он расположен к королевству. Из доклада аналитиков следует, что, потеряв доступ к ЕЕР, королевство лишится 18% экспорта добавленной стоимости. Заключив же новое выгодное соглашение о свободной торговле с США, Лондон «отыграет» лишь 2%.

Помимо реформ в сфере экономики и миграции изменения назревают и во внешней политике Евросоюза. Необходимость этого на днях подчеркнула Меркель. По ее словам, США больше не являются надежным партнером ЕС и им стоит взять судьбу в свои руки. «Время, когда мы полностью могли полагаться на других, уже проходит, и страны – члены ЕС должны будут больше, чем прежде, прилагать усилий в борьбе за собственное будущее», – цитирует Меркель газета Sueddeutsche Zeitung.

Противоречия между США и ЕС обострились после недавнего саммита НАТО, в ходе которого американский президент Дональд Трамп раскритиковал союзников за их нежелание тратить больше на свою оборону. Вопрос, которым задаются наблюдатели: повлияет ли растущая независимость Евросоюза на его отношения с Россией?

По словам Арбатовой, растущая автономия ЕС во внешней политике сама по себе на отношения с Россией не влияет никак. «Все будет зависеть от политической атмосферы, в частности от того, доверяют ли друг другу наши стороны, – сказала она. – В настоящий момент у нас очень напряженные отношения, будем надеяться, что мы их преодолеем».

Евросоюз без особого труда переживет охлаждения отношений с США, каких-то шагов навстречу с его стороны Москве ждать не стоит, уверен эксперт Европейского совета по международным отношениям Марк Галеотти. «Европейские государства все еще очень богаты, они сильны, они едины в своих ценностных представлениях, поэтому не думаю, что их ждут серьезные проблемы, – сказал он «НГ». – Государства ЕС и так увеличивают свои расходы на оборону и могут позволить тратить 2% от своего ВВП на защиту». И даже если ЕС такие расходы не потянет, его едва ли ждут какие-либо военные угрозы, Россия ведь не претендует на захват территорий, констатировал Галеотти.

Эксперт полагает: ЕС не может дать России того, что она просит, а именно признать Украину и другие страны СНГ как сферу влияния Кремля – в силу практических и моральных причин. «Сами же эти страны – Белоруссия, Грузия или Украина – понимают, что должны достичь с Москвой какого-то взаимного понимания. Хотя они видят свое будущее именно в Европе», – сказал Галеотти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *