Электромобили можно заряжать даже в собственном гараже. Фото Reuters
После длительных дискуссий правительственная коалиция в Берлине приняла пакет мер по предотвращению глобального потепления. По словам канцлера Ангелы Меркель, набор мероприятий будет способствовать выполнению взятых на себя Германией обязательств, согласно которым она должна к 2030 году сократить выбросы СО2 на 55% по сравнению с 1990 годом.
Стоимость пакета экологических мер составит 54 млрд евро до 2030 года. В его основе, передает немецкое информационное агентство n-tv, лежит введение налогообложения выбросов в атмосферу парниковых газов. Налог на СО2 должен побуждать промышленность применять инновационные технологии для снижения объемов выбросов. Плату, по данным государственного информационного агентства Deutsche Welle (DW), начнут взимать с 2021 года. Сначала цена будет умеренной – 10 евро за тонну. В 2025 году она возрастет до 35 евро, а позднее будет колебаться в диапазоне от 35 до 60 евро за тонну в зависимости от спроса и предложения на сертификаты, дающие право на эмиссию определенного объема СО2. Торговать такими сертификатами будут не конечные потребители, а предприятия, поставляющие на рынок углеводородное сырье.
Второй составляющей пакета является ежегодный контроль за реализацией запланированных мер. До 2022 года Германия должна будет закрыть все атомные электростанции, а самое позднее в 2038-м – все электростанции, работающие на угле. К 2030 году доля возобновляемых источников энергии в немецком энергобалансе должна достичь 65%, в то время как сейчас она составляет 40%.
Как отмечает DW, «во всех отраслях немецкого народного хозяйства выбросы СO2 сейчас ниже, чем 39 лет назад. Исключение составляет только одна сфера – транспортная. На ее долю приходится 160 млн т углекислого газа в год, из которых 60% – это автомобильные выхлопы». Чтобы достичь к 2030 году собственных климатических целей, Германии надо снизить эмиссию парниковых газов от работы транспорта до 95 млн т.
Правительство делает ставку на электромобили: в 2030 году, согласно его плану, по дорогам Германии должны ездить от 7 до 10 млн чисто электрических и гибридных машин, а каждый второй городской автобус – ходить на электрической тяге. Сейчас у немцев в эксплуатации находятся (данные за первое полугодие 2019 года) 31 059 электромобилей и 102 995 гибридных авто. За счет гибкой налоговой системы предусматривается удорожание использования гражданской авиации и удешевление использования железнодорожного транспорта.
Чтобы скрасить немецким автолюбителям переход на электромобиль, государство будет доплачивать им в 2021 и 2022 годах по 4 тыс. евро при покупке машины в пределах 40 тыс., а позднее – по 3 тыс. Субсидии на покупку более дорогих машин будут значительно ниже. Таким образом правительство рассчитывает подстегнуть производство и продажу в первую очередь экономичных электроавтомобилей.
По данным Министерства экономики и энергетики, в настоящее время 35% конечной энергии расходуется на отопление жилых и административных зданий. Эмиссия СО2 при этом – примерно треть общего объема выбросов. И особенно высока она при использовании котлов, работающих на солярке. Такие отопительные системы установлены в 5,8 млн немецких домов. При этом возраст четверти котлов превышает 25 лет.
Немецкий институт тепла и отопительной техники (IWO) указывает, что половина всех дизельных котлов уже сейчас может быть заменена на куда более экологичные газовые отопительные системы. Еще 510 тыс. котлов можно подключить к централизованным системам теплоснабжения.
«Одна только эта мера позволила бы уменьшить ежегодные выбросы СО2 на 14 млн т в год», – подсчитал председатель Федерального объединения предприятий энергетики и водоснабжения (BDEW) Штефан Капферер. А если все дизельные котлы в Германии заменить на более экологичные, то выбросы СО2 уменьшились бы на 30 млн т. Правительство решило поощрять домовладельцев, которые согласны заменить старые отопительные котлы на более экологичные. Размер премии составляет 40% расходов на такую замену. А с 2026 года решено вообще запретить устанавливать в новых домах дизельные отопительные системы.
Министерство транспорта наконец решило реанимировать программу финансовой поддержки производства биотоплива – бензина и солярки из растительного или животного сырья. В свое время такие технологии вызвали острые споры: в условиях нерешенной в масштабах планеты проблемы голода, говорили критики, аморально использовать посевные площади и прочие сельскохозяйственные мощности для производства топлива, а не продуктов питания. В Минтранспорта такие аргументы учли. Субсидировать оно будет только биотопливо из отходов производства – чтобы не возникала дилемма «еда или езда».