Греция мечтает стать энергетическим хабом

греция, путин, визит, павлопулос, ципрас, энергетика, газпром, depa, edison, газ, tap, трансадриатический газопровод

Президент РФ Владимир Путин сегодня прибудет в Грецию. Это его пятый визит в Элладу в качестве президента. Примечательно, что Греция – первая страна Европейского союза, которую Путин посещает в этом году.

В ходе визита ожидается серия переговоров с президентом Прокописом Павлопулосом и премьер-министром Алексисом Ципрасом, с которыми Путин уже неоднократно встречался. Довольно памятным оказался двойной визит в Москву Ципраса в апреле и мае 2015-го на волне усугубившегося греческого кризиса. Павлопулоса же Путин принимал в Москве в минувшем январе. В рамках перекрестных годов России в Греции и Греции в России запланирован ряд торжественных мероприятий, приуроченных к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Здесь российский президент побывает 28 мая.

В повестке дня визита – обсуждение наиболее актуальных вопросов в контексте российско-греческих отношений, включая реализацию совместных проектов в энергетике. В начале 2016 года «Газпром», греческая компания DEPA и итальянская Edison подписали соглашение на поставки российского природного газа в Грецию и Италию через третьи страны по дну Черного моря. Возможно, на переговорах речь пойдет и о тех самых третьих странах, о которых изначально не удалось договориться.

Предположительно совместный российско-греко-итальянский проект станет частью другого газового проекта – Трансадриатического газопровода (TAP), решение о начале строительства которого было одобрено Европейской комиссией и принято в марте. Напомним, данный трубопровод предполагает транспортировку каспийского природного газа из Азербайджана через Турцию в Грецию и далее в страны Южной Европы. Согласно экспертным оценкам, для покрытия необходимого Европе объема газа ТАР просто не хватит мощностей. Его пропускная способность 10 млрд куб. м в год, тогда как при подключении к проекту российского «Газпрома» объем транспортировки голубого топлива может увеличиться до 30–40 млрд куб. м.

Вне зависимости от результатов «газовых» переговоров стоит отметить, что у России и Греции уже есть богатый опыт сотрудничества в сфере энергетики. В 2005–2007 годах обеими странами разрабатывался совместный проект нефтепровода Бургас–Александруполис, предполагавший транспортировку российской нефти морским путем до болгарского Бургаса и далее по трубопроводу на территорию Греции. Тогда, в определенной степени по политическим причинам, проект так и не был реализован. Однако добрый задел остался. И в дальнейшем, на стадии разработки газовых проектов «Южный поток» и «Турецкий поток», Греция активно высказывалась в поддержку российских инициатив, рассчитывая получить для себя дивиденды от участия в проектах. В обоих случаях Греция превращалась бы в энергетический хаб по транспортировке российского газа в страны Европы, что могло бы стать существенным подспорьем в решении ее долговых проблем. Но, как известно, активное продвижение первого проекта было заблокировано Европейской комиссией, а реализация второго стала невозможной после трагических событий в Сирии в ноябре 2015-го и обострения отношений Москвы с Анкарой.

Учитывая фактор антироссийских санкций, а также встречных санкций в адрес ЕС со стороны России, легко предположить, что речь в Афинах пойдет о возможности договориться о частичном «смягчении» режима санкций. В этом заинтересованы как греческие предприниматели, терпящие крупные убытки, так и российские потребители, справедливо не желающие лишать себя доступа к продукции из Эллады. Как об этом можно договориться в обход единой законодательной нормы Евросоюза, вопрос сложный. Тем не менее тема санкций для ряда стран ЕС (не только Греции) крайне болезненная и требует принятия прагматичных решений.

Еще одной немаловажной темой беседы лидеров обеих стран будет обсуждение перспективы участия российской стороны в инвестиционных проектах, в частности в анонсированных Грецией приватизационных тендерах государственного сектора. На этот счет у Москвы и Афин уже созрели определенные предложения. Речь главным образом пойдет о возможности приобретения компанией РЖД контрольного пакета акций греческого железнодорожного оператора Train OSE, а также морского порта в Салониках.

Не обойдут переговорщики  проблем международного и регионального характера. Прежде всего это неутихающий миграционный кризис в Европе в целом и в Греции в частности, ситуация в Сирии, кипрская проблема. Традиционной темой обсуждения останется вопрос о сотрудничестве в сфере туризма, учитывая фактор непростых на данном этапе отношений России и Турции.

Можно заключить, что крупного прорыва от переговоров в Афинах ждать не приходится. Безусловно, будут предприняты обоюдные попытки сближения двух стран на фоне ухудшения отношений Москвы с Брюсселем. Россия и Греция попытаются взять максимум возможного от этого сближения, хочется надеяться, не сиюминутного.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *