Индийские ВМС построят вторую базу на архипелаге Лакшвадип, расположенном на пути танкеров из Аденского залива и Ормузского пролива в Малаккский пролив. Это позволит укрепить безопасность в регионе, поможет индийским кораблям проводить операции против пиратов и контрабанды наркотиков, заявил Дели. На деле речь о том, что Индия, у которой пограничный спор с КНР в Гималаях, будет способна влиять на нефтеперевозки через Индийский океан. В Гонконге называют сообщение о базе ответом на то, что прокитайский президент Мальдив высылает индийских военных.
Как пишет газета The South China Morning Post, дело в присутствии на Мальдивах 89 индийских военспецов, помогающих обслуживать катера, самолет и два вертолета, переданные ранее Индией островному государству.
На Мальдивах также работали несколько индийских военных медиков. И вот Мохамед Муиззу, прокитайский президент Мальдивской Республики, который победил на выборах в прошлом году, пообещал выслать индийский военный персонал.
Причем речь идет не о полном разрыве отношений гигантской Индии с островным государством. Возможно, индийских военных специалистов заменят гражданские. Тем не менее в Дели не оставили без внимания попытку Муиззу переориентировать политику на Пекин.
Выходит, что маленькая соседняя страна, знаменитая своими пляжами, может превратиться в сателлита КНР. Дели отреагировал на такую перспективу на самом высоком уровне. Не кто иной как глава правительства Нарендра Моди побывал в январе на архипелаге Лакшвадип, который имеет статус союзной территории Индии. Он даже взял у своих моряков уроки подводного плавания. Этот жест можно, конечно, счесть недвусмысленным намеком Мальдивам о том, чтобы они не переусердствовали насчет сближения с Китаем. Тем более что островок, на котором возведут базу, расположен всего примерно в 258 км к югу от Мальдив.
С другой стороны, тут нетрудно усмотреть и экономический подтекст. Ведь индийцы (наряду с россиянами) ранее составляли основную массу туристов на Мальдивах. Теперь премьер посылает вполне очевидный месседж своим туристам: вас ждут отличные пляжи и пейзажи на земле, которая принадлежит Индии.
Спрашивается, индийско-китайское соперничество в Индийском океане – это больше фантазия досужих комментаторов или реальность? В беседе с «НГ» Винай Шукла, индийский эксперт, отметил: «Архипелаг Лакшвадип занимает важное стратегическое положение на пути к Малаккскому проливу. Желание Индии в какой-то мере контролировать эти воды понятно. Но до конфликта с Китаем при поддержке США дело, конечно, не дойдет. Втягиваться в войну никто не желает. К тому же Китай может получить нефть из Ирана по наземным трубопроводам через Среднюю Азию, Пакистан.
Индия сознает, что в конфликте с Китаем она оказалась бы в уязвимом положении. Ведь китайские ракеты дальнего действия, нацеленные на Индию, размещены высоко в горах в Тибете. Кроме того, Индия заинтересована в поставках своих товаров в Европу через Северный морской путь. Москва обещала этому всячески содействовать. Маршрут частично на первом участке пройдет из Ченнаи до Владивостока и далее на север. Но маршрут пройдет и по Южно-Китайскому морю, который в значительной мере контролирует Китай. Обострение спора Индии с Китаем сделало бы вариант использования Севморпути невозможным».
Могут сказать, что для Индии остается путь через Суэцкий канал. Но атаки из Йемена на суда в Красном море вновь заставляют правительство задуматься о преимуществах Севморпути, заключил Шукла.
Индийская газета The Economic Times пишет, что война в Газе и атаки хуситов в Красном море препятствуют нормальной транспортировке нефти с Ближнего Востока, на который приходится более 30% мирового производства этого сырья. Тем не менее Международное энергетическое агентство предсказывает, что в 2024 году главными импортерами нефти останутся Китай, Индия и Бразилия.