Избирательный закон настраивают на спецоперацию

госдума, поправки, избирательное законодательство, сво, новые субъекты, удаленные выборы

Центризбирком получает актуальное расширение полномочий по организации выборных кампаний. Фото агентства «Москва»

Госдума приступила к работе над поправками в избирательное законодательство. Для настройки выборных правил на спецоперацию уже к нынешнему единому дню голосования (ЕДГ) есть около двух месяцев. Поэтому депутаты спешить не будут, тем более, что пока не известно, какие еще изменения потребуются. Главной новацией сейчас выглядит режим «удаленных выборов» для новых субъектов РФ, что позволит не отменять там военного положения. Продолжится и расширение полномочий Центризбиркома по модели, опробованной во время ковида. Это когда ЦИК как бы самостоятельно сможет корректировать не технические, а правоустанавливающие нормы.

Правовое управление Госдумы 30 марта подтвердило соответствие Конституции тех предложений о корректировке избирательного законодательства, которые на днях представила группа сенаторов и депутатов. Это и не удивительно, поскольку среди них присутствуют председатели комитетов верхней и нижней палат по законодательству и госстроительству Андрей Клишас и Павел Крашенинников. Они сами по себе являются гарантией тому, что законопроект будет принят, а тот факт, что это к тому же еще и межфракционная инициатива, данную перспективу лишь подчеркивает.

Вопрос, таким образом, сводится лишь к двум вещам – когда законопроект будет одобрен и, что даже главнее, в каком окончательном виде? По срокам скорее всего понять будет проще: ЕДГ-2023 стартует в конце мая – начале июня, так что базовые нормы к этому времени должны вступить в силу. Второй же ответ пока может быть лишь предположительным. Дело в том, что появившийся в Госдуме документ представляет собой классический «паровозик». Так называют поправку, возможно, не самую значительную, к какому-нибудь закону, которую ко второму чтению можно использовать лишь как повод, поправив уже сам этот закон во всех нужных местах. Процесс добавления в текст новых норм обозначается как прикрепление «вагончиков». Впрочем, авторский коллектив во главе с Клишасом и Крашенинниковым уже прицепил к своей инициативе как технический, так и вполне себе сущностный подвижной состав.

Скорее всего первоначально речь шла об урегулировании ситуации, на которую не раз обращали внимание и Европейский суд по правам человека, и Конституционный суд РФ. Гражданин, находящийся в СИЗО, но судом еще не приговоренный, обладает избирательным правом в полном объеме. Иными словами, ему разрешено как избирать, так и быть избранным. Но если пассивное право в последнее время формально можно было осуществить, то активное – с трудом, особенно в отдаленных изоляторах. Поэтому-то парламентарии и записывают, что в СИЗО по решению ЦИК РФ можно будет создавать специальные участковые избиркомы. О том, что это и есть первоначальная поправка, говорит тот факт, что заработать она должна лишь с 2024 года.

Все остальное в проекте, похоже, появилось позднее. В том числе и ключевая новация, касающаяся ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, где по указу президента действует военное положение, а стало быть, выборы проводить запрещается. «В целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, реализации и защиты избирательных прав граждан при проведении первых выборов» в этих субъектах РФ «могут устанавливаться особенности реализации отдельных положений настоящего федерального закона». Они должны быть прописаны в региональном акте, который проходит обязательную экспертизу в Центризбиркоме. Однако основная возможная особенность прописывается сразу – это избирательные участки, располагающиеся за пределами того региона, который просит об исключении. Есть и прочие послабления в процедуре регистрации кандидатов, оформлениями избирателями своего волеизъявления.

И показательно, что окончательные разъяснения обо всем давать будет ЦИК РФ, чьи полномочия расширяются от технических разъяснений до правоустанавливающих решений. Правда, это не новость – именно в таком ключе ведомство Эллы Памфиловой и действовало в период пандемии коронавируса. Например, объявляло многодневные голосования и разрешало проводить их «на пеньках». Это, конечно, означает, что Кремль полностью уверен в управляемости Центризбиркома, от которого не ждут сюрпризов. Что же касается еще каких-то нововведений, то здесь, видимо, стоит отметить полную легализацию так называемого общественного наблюдения. Именно в этом направлении дальнейшие корректировки скорее всего и возможны. Как, впрочем, и по отношению к выборам в новых регионах.

По мнению члена центрального совета СРЗП Михаила Емельянова, данные поправки примут до июня, то есть под нынешние выборы. При этом он затруднился предположить, какие еще могут быть новации: «Может быть все, что угодно. Например, законодательно упразднят домовые книги на участках, чтобы везде ввести электронные экраны и подписи стилусом. Или еще больше ограничат права наблюдателей от партий, расширить полномочия наблюдателей от ОП. Однако не хочется подсказывать властям, как еще они могут ограничить права граждан». Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова полагает: «Делается все, чтобы выборы были на 146% контролируемы, это, конечно, делается и под президентские выборы в том числе. Нужны условия, создающие сверхбольшие запасы прочности, страхующие не только от неожиданностей, но даже от того, что в принципе не может произойти». Она пояснила, что теперь выборы точно переводятся на спецоперационные рельсы, так что везде, а на новых территориях – особенно, власти необходимо убедительно обеспечить как процесс голосования, так и его результат. Но Слабунова затруднилась с предсказаниями о дополнениях. «Только если ввести такую услугу, как голосование по звонку – опять же для удобства избирателей. Ну чтобы люди звонили из дома, а члены комиссий уже заполняли бюллетень и вбрасывали его в урну. Можно еще проводить выборы две недели или вообще сделать так, чтобы выборы не заканчивались. Можно на входе в участок отбирать заявление с обязательством голосовать определенным образом. Остальное и так уже зарегулировано донельзя», – заявила она.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркнул, что все поправки носят более чем технический характер: «Способы голосования рано или поздно устаревают, например, в нулевые годы популярны были открепительные удостоверения, но с учетом электронного голосования они уже не нужны». По его мнению, законопроект просто оформляет те новации, которые уже и так есть, видимо, «все эксперименты признаны успешными, как и все отработанные практики решено вводить в масштабах всей страны». «Это делается под выборы региональные, а если и с дальним прицелом, то скорее не на 2024-й, а уже на 2026 год, то есть думскую кампанию», – предположил Макаркин. Политолог Николай Миронов также сказал «НГ» о сумме технических решений, в том числе и касательно полномочий ЦИКа. Он отметил, что поскольку проект вносится группой депутатов от разных фракций, то это подчеркивает его серьезность, сигнализирует, что он будет принят, причем в ближайшее время. «Судьбоносных поправок ждать не стоит, просто меняется политическая ситуация и законы правятся под нее. Сейчас, возможно, с помощью этого закона дадут возможность новым регионам провести выборы с учетом военного положения, например, на удаленке», – пояснил эксперт. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *