За ситуацией в Донбассе теперь наблюдают с помощью дронов. Фото со страницы СММ ОБСЕ в Facebook
Период реинтеграции Донбасса может затянуться на 25 лет. Это следует из обнародованного на днях черновика проекта закона «О государственной политике переходного периода». Разработать документ еще осенью 2019 года поручил президент Владимир Зеленский. В основе представленного сейчас черновика лежат те же принципы, на которых основан принятый в январе 2018 года закон о реинтеграции.
Напомним, за полтора года до завершения президентских полномочий Петра Порошенко его команда провела через Верховную раду закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей».
В СМИ документ называли законом о деоккупации и реинтеграции Донбасса. В нем Украина на законодательном уровне признала РФ «государством-агрессором», неподконтрольную часть Донецкой и Луганской областей – «временно оккупированными территориями», а руководство ДНР/ЛНР – «оккупационными администрациями».
Зеленский построил предвыборную кампанию, в частности, на лозунгах необходимости бороться за людей, а не за территории. Жителей неподконтрольных районов собирались убеждать в том, что Украина – не враг.
Осенью 2020-го вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, замглавы украинской делегации на Минских переговорах Алексей Резников анонсировал новый законопроект. На днях упомянутое министерство представило черновик, с которым знакомятся все украинские ведомства. После внутреннего обсуждения, внесения уточнений и поправок законопроект будет зарегистрирован в Верховной раде. Проект называется «О государственной политике переходного периода». Резников пояснил: «Сигнал этого документа в том, что люди, которые сегодня находятся на временно оккупированных территориях, являются заложниками оккупационного режима, который обеспечивается РФ. Им не нужно бояться собственной страны…»
Как и в законе, принятом в период президентства Порошенко, в новом проекте РФ признается «государством, которое осуществило и осуществляет вооруженную агрессию против Украины, оккупировало ее часть и является государством-агрессором и государством-оккупантом». На Россию же возлагается ответственность за материальный и моральный ущерб, причиненный Украине с 2014 года. Что касается ДНР/ЛНР, то Киев, как и прежде, нацелен на их ликвидацию, считая систему власти республик «временными оккупационными администрациями». Тотальная амнистия всем, кто задействован в этой системе, не предусмотрена. В проекте сказано о неотвратимости наказания для лиц, совершивших самые тяжкие преступления, в частности подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда.
Разбираться в ситуации по каждому случаю должна будет система украинского правосудия, которую предстоит восстановить на всей территории Донбасса. Для этого вначале планируется провести «деоккупацию», которая в проекте обозначена как «комплекс мер государственной политики, следствием которых является полное отсутствие оккупационных сил РФ и установление устойчивого общего эффективного контроля Украины на территории, которая была временно оккупирована». На этом, как следует из текста, завершится «конфликтный период». И начнется переходный период, во время которого «реализуется государственная политика, направленная на восстановление территориальной целостности Украины в пределах международно признанной государственной границы и обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях, преодоление последствий вооруженной агрессии РФ, реинтеграция деоккупированных территорий, восстановление на них конституционного строя Украины и развитие устойчивого мира».
Планируется, что в течение полугода после завершения конфликтного периода в регионе должны быть созданы временные администрации – возможно, международные, но без какого-либо участия представителей «государства-агрессора». Эти администрации должны в кратчайшие сроки составить перечень подлежащей первоочередному восстановлению инфраструктуры (планируется, что Нацгвардия Украины сразу возьмет под охрану стратегически важные объекты), а также организовать обеспечение местного населения всем необходимым. Год переходного периода отводится на полную демилитаризацию региона: население может сдать оружие, боеприпасы, военную технику. Параллельно должна быть восстановлена система украинского правосудия и начать работу органы власти Украины.
Эксперты обращают внимание на то, что в проекте нет упоминания о формировании из местных кадров состава правоохранительных органов, прокуратуры, судов, хотя в Минских соглашениях речь идет о «народной милиции». Право местных органов власти в Донбассе формировать на региональном уровне суды, прокуратуру предусмотрено и законом «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот закон Верховная рада приняла в 2014-м сроком действия на три года, а с 2017-го ежегодно продлевала. В документе изложены фактически пункты Минских соглашений об особом статусе Донбасса. Но закон не вступил в силу, поскольку, принимая его, Верховная рада обещала широчайшие полномочия местным органам власти, избрание которых по украинскому законодательству было запланировано на декабрь 2014-го. А месяцем ранее, в ноябре 2014 года в ДНР и ЛНР провели не согласованные с Киевом выборы глав и парламентов республик. Украинская сторона, не признавая ДНР/ЛНР, не собирается наделять их широкими полномочиями: в 2015-м в закон внесли поправки, согласно которым он может вступить в силу только при условии первоочередного выполнения всех пунктов Минских соглашений, посвященных обеспечению безопасности. Как считают в Киеве, это означает: после ликвидации ДНР/ЛНР и восстановления украинской юрисдикции на всей довоенной территории.
В новом законопроекте Киев вернулся к теме местных выборов в Донбассе. Сказано, что они могут состояться после «деоккупации» и одновременно с украинскими местными выборами (по плану – осенью 2025-го). О согласовании с ДНР/ЛНР особых правил выборов речь не идет, поскольку «деоккупация» предполагает ликвидацию республик. Жители, получившие паспорта РФ, не будут привлекаться к ответственности, поскольку Украина считает их своими гражданами, которые вынуждены были действовать под давлением «оккупационных администраций». А документы, выданные в ДНР/ЛНР, придется менять. Школьникам и студентам нужно будет пройти переаттестацию для получения документов об образовании украинского образца.
Переходный период реинтеграции может затянуться на 25 лет. По крайней мере на такое время рассчитано предоставление Донецкой и Луганской областей статуса «территории приоритетного развития». Предполагается введение в регионе специального режима инвестиционной деятельности, который, по мнению авторов документа, позволит восстановить и модернизировать промышленные предприятия, обеспечить людей работой.
Вопрос в том, утвердит ли Верховная рада новый законопроект. Команду Зеленского критикуют со всех сторон. Соратники Порошенко указывают, что в правительственном проекте не упоминается вопрос о передаче Украине контроля над границей с РФ до начала переходного периода. Члены «Оппозиционной платформы – За жизнь» (ОПЗЖ), наоборот, считают, что Зеленский продолжает политику Порошенко, поскольку игнорирует ДНР/ЛНР. А без диалога, по их мнению, нельзя сформировать действенную политику урегулирования конфликта.
Даже если в парламенте найдутся голоса в поддержку нового проекта, вопрос в том, как Донецк и Луганск отреагируют на инициативы Киева. В республиках не хотят и слышать о самоликвидации и восстановлении довоенного порядка. На днях руководство ДНР/ЛНР, сообщая о намерении в одностороннем порядке освободить и передать украинской стороне группу удерживаемых лиц, подчеркнуло, что освобождение будет возможно при участии одного из лидеров ОПЗЖ Виктора Медведчука. «Со стороны властей Украины ожидать позитивных шагов в урегулировании конфликта в Донбассе не приходится», – говорилось в заявлении.
Все это означает, что законопроект может ожидать участь закона об особом порядке местного самоуправления в Донбассе: в Украине за него проголосуют, но в ДНР/ЛНР он действовать не будет.
Киев