Хотя риски дефолта сохраняются, частным кредиторам он тоже невыгоден, отметил экономист киевского Центра экономической стратегии Максим Самойлюк. По его мнению, в итоге Киев сможет договориться о такой реструктуризации, которая позволила бы снизить долговую нагрузку для украинской стороны. Хотя даже если дефолта удастся избежать, в дальнейшем за это придется еще больше заплатить местному населению, в том числе через повышение тарифов и налогов, предупредили эксперты.
Проходит первая неделя июля – последнего месяца перед возможным объявлением дефолта Украины, задолжавшей порядка 20 млрд долл. частным кредиторам вроде Amundi SA, BlackRock Inc., Pimco и Amia Capital LLP.
Притом что с началом масштабного военного конфликта с Россией в феврале 2022 года зарубежные инвесторы предоставили Киеву двухлетнюю отсрочку на выплаты задолженностей, которая заканчивается 1 августа. А пока киевские аналитики продолжают спорить как о реалистичности угрозы дефолта, так и о вероятных способах его предотвращения.
Сейчас украинское правительство ведет активные переговоры с инвесторами, сообщил экономист Центра экономической стратегии Максим Самойлюк, чей комментарий процитировали в среду киевские СМИ. По его словам, пока неясно, удастся ли достичь необходимых договоренностей до начала августа, но нужно понимать, что дефолтный сценарий не выгоден ни Киеву, ни кредиторам. А потому сохраняется надежда, что в результате стороны сумеют договориться. Сейчас речь идет не продлении льготного периода, а о реструктуризации и согласовании плана будущих платежей. «Украина настаивает на том, чтобы это был достаточно выгодный для нас план реструктуризации. В течение следующих нескольких лет мы должны уменьшить объемы наших обязательств», – конкретизировал Самойлюк.
Любопытно, что в комментарии, опубликованном накануне, он подчеркивал, что реструктуризация «позволит в ближайшие несколько лет или вообще ничего не выплачивать частным кредиторам, или свести объемы таких платежей к минимуму, чтобы не ставить под угрозу финансирование обороны». Но если договориться не получится, тогда правительству следует попытаться продлить мораторий на выплаты по долгам. И на сегодня «вероятным вариантом является согласованное с кредиторами продление моратория по выплатам еще на год, а не дефолт Украины», определил представитель Центра экономической стратегии.
Хотя фактически Украина уже находится в состоянии дефолта, пусть оно пока не оформлено де-юре и власти страны продолжают переговоры с кредиторами по реструктуризации долга, заявила на днях член комитета Верховной рады (ВР) по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Нина Южанина. Она выразила надежду, что Международный валютный фонд (МВФ) поможет Киеву достичь компромисса с инвесторами. В связи с чем в украинском руководстве также обсуждается вопрос о возможном повышении налогов, но пока его опасаются выносить в публичную плоскость, поскольку 50% населения страны сейчас находятся за чертой бедности, указала депутат.
Разумеется, риски дефолта существуют, заметил «НГ» руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев. Но по его оценке, вероятность того, что дефолт произойдет уже в августе, крайне низка, поскольку сегодня нет сторон, заинтересованных в таком развитии событий. Причем для кредиторов не обязательно предпочтителен вариант реструктуризации. К примеру, при реализации сюжета с предстоящим укреплением гривны, который также проговаривается зарубежными фондами, для внешних заемщиков более выгодным окажется вариант с очередным продлением моратория на выплаты. Хотя на двухлетнюю отсрочку инвесторы уже могут не согласиться, и в результате способны ограничиться годичным сроком, допустил Тимофеев.
Как он констатировал, сохранение договоренностей с МВФ для Киева также важно потому, что в их отсутствие не получится договориться и с другими кредиторами. «Но для представителей МВФ необходимо знать, за счет чего Киев далее сможет платить по собственным счетам и, в частности, насколько далеко там готовы зайти в своих планах по либерализации тарифов на электроэнергию и газ. Под красивым словом «либерализация» здесь подразумевается резкое повышение упомянутых тарифов, которое придется оплачивать местному населению», – пояснил руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота».
Примечательно, что тему угрозы украинского дефолта начали активно раскручивать западные издания, видимо попутно отыгрывая также расчеты зарубежных кредиторов на обеспечение более выгодных договорных позиций. При этом сообщивший ранее о возможном объявлении дефолта Украины уже в августе журнал The Economist отметил, что военные действия наносят «тяжелый урон экономике Украины» и сейчас ее валовой внутренний продукт (ВВП) на четверть меньше, чем в начале 2022 года. Тогда как большую часть запланированного бюджетного дефицита в 2024 году в размере 43,9 млрд долл. власти рассчитывали покрыть за счет внешней помощи. Но перспективы на 2025 год, по словам главы Минфина Сергея Марченко, остаются неопределенными, и возможен дополнительный дефицит до 12 млрд долл. Причем общая сумма долга по состоянию на июнь достигла 94%. Хотя в бюджетной декларации на следующие три года кабмин Украины заложил почти двукратное уменьшение финансовой зарубежной помощи к 2027 году, наряду с значительной девальвацией гривны. Помимо этого, обсуждается вопрос о неизбежном значительном повышении налогов и сокращении социальных расходов, добавили журналисты.
В таких условиях показательной выглядит и динамика расчетов с тем же МВФ, который в одобренной им в марте 2023 года четырехлетней программе расширенного кредитования (EFF) Украины общим объемом в 15,6 млрд долл. также предусмотрел приемлемые параметры долговых выплат. К слову, в среду премьер-министр Украины Денис Шмыгаль информировал, что в рамках данной программы Киев получил от МВФ очередной транш в размере 2,2 млрд. Но одновременно киевские власти должны будут выплатить в фонд до конца этого года 2,9 млрд долл. за обслуживание займов. То есть почти три четверти суммы предполагаемых финансовых поступлений от МВФ в текущем году Украине придется вернуть назад.