Фото Дмитрия Саватеева / Википедия
«Новапорт» повторно поучаствует в конкурсе по аэропорту Благовещенска в составе СП с «Аэропортами регионов» и готов по аналогичной схеме участвовать в приватизации аэропорта Магадана. Как и предполагала «НГ», ситуация на рынке аэропортовых активов вошла в активную фазу. Смена руководства ФАС стала последней преградой для изменением правил игры на аэропортовом рынке.
«Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко подали заявку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для совместного участия в конкурсе на заключение инвестсоглашения на реконструкцию аэропорта Магадана. Планы поучаствовать в конкурсе совместно с «Аэропортами регионов» подтвердил владелец «Новапорта» Троценко, сообщают «Ведомости».
«Будем участвовать. Благовещенск как точка роста, она связана с пассажиропотоком, в том числе, из Китая. Проект большой по деньгам, непростой, поэтому мы решили, что нам правильно объединиться вместе с «Аэропортами регионов», — цитирует Романа Троценко «Интерфакс».
«Новапорт» пока не определился, будет ли он самостоятельно претендовать на реконструкцию магаданского аэропорта «Сокол» или в составе СП с «Аэропортами регионов» Виктора Вексельберга — ООО «Аэропорты большой страны» (АБС»). «Посмотрим, у нас есть и та, и другая возможность», — сказал Троценко.
Схема, реализованная компаниями Вексельберга и Троценко, направлена практически на монополизацию рынка региональных аэропортов («АБС», по оценкам его конкурентов, уже контролирует более половины рынка региональных воздушных гаваней). Ситуация для этого создана искусственно или так совпало из-за смены команды ФАС (на этот счет много разных конспирологических версий), неясно. Но вполне возможно, что многие компании, и в том числе АБС, решили воспользоваться неразберихой в ФАС, сменой руководства и, возможно, вектора антимонопольной политики.
Причем именно после ухода с поста руководителя ФАС Игоря Артемьева и вероятной отставки ряда ключевых сотрудников, последовательно выступающих за защиту конкуренции и государственных интересов (в противовес частным), эта активность, судя по заявлениям основных участников в СМИ и изменениям правил проведения конкурсов (как, например, в Магадане), набирает обороты.
В другом регионе, на Сахалине, для создания видимости конкурентной среды «Новапорт» готов заявиться отдельно на конкурс по завершению строительства терминала аэропорта Южно-Сахалинска, если он будет объявлен.
В тоже время, на инвестпортале Амурской области опубликован макет предполагаемого терминала, который очень похож на проект компании АБС, представленный на конкурс. Означает ли это, что власти Амурской области, несмотря на отмену Федеральной антимонопольной службой (ФАС) итогов ранее проведенных торгов после обращения одного из участников конкурса — ООО «КрасИнвест», все-таки думают принять предложение аэропортового консорциума АБС?
Параллельно с этим власти Амурской области намерены обжаловать в суде решение ФАС об отмене итогов конкурса на реконструкцию и управление аэропортом Благовещенска в рамках концессии. При этом сами участники совместного предприятия не видят ничего критичного в его отмене и, похоже, верят в незыблемость своих позиций.
«Я считаю, тут ничего страшного, в дальнейшем субъектам надо обратить внимание, что нужно быть внимательнее при подготовке конкурса. А вообще лучше по таким сложным вещам согласовывать условия конкурса с ФАС предварительно. Будет меньше нервотрепки для всех», — уточнил владелец «Новапорта».
Представители «КрасИнвеста» также позитивно оценивают решение ФАС об отмене результатов конкурса в Благовещенске, однако довольно скептически относятся к результатам будущего конкурса.
«Вся мировая практика антимонопольного регулирования свидетельствует, что необходимо максимально развивать конкуренцию, и объединение ведущих участников в одной какой-либо отрасли не осталось бы без рассмотрения и последствий для участников договора», — отметили в «КрасИнвесте».
В текущем моменте трудно понять, на каких позициях будет стоять новое руководство ФАС и будет ли так же рьяно защищать интересы частных инвесторов, не поддаваясь на пафосные заявления больших игроков. В инвестиционных конкурсах всегда должен побеждать разумный подход — эффективность вложенных денег, выгоды для потребителей и себестоимость строительства. В общем, финансово-экономическая обоснованность для государства, граждан и частных предпринимателей.
Напомним, что заявки на участие в конкурсе, помимо «АБС» и «КрасИнвеста», подавало еще и ООО «Дальневосточная концессионная компания» (дочерняя компания АО «Хабаровский аэропорт» Константина Басюка). Этот участник торгов также не согласился с итогами конкурса, однако ФАС признала жалобу компании необоснованной.
«Аэропорты регионов» и «Новапорт» учредили «АБС» в феврале этого года. Представитель «Аэропортов регионов» тогда заявлял, что «АБС» создано для участия в конкурсе по Благовещенску, а в дальнейшем может стать основой для консолидации региональных аэропортов с годовым пассажиропотоком до 500 тыс. человек. Впоследствии эту категорию аэропортов назвали «малыми». И при этом аэропорт Благовещенска, который принадлежит сейчас областному ГУПу, в 2019 году обслужил около 560 тыс. человек, что никак не относит аэропорт к группе, на которую нацелились компании Вексельберга и Троценко.
Ждать осталось недолго, до конца года может состояться подведение итогов конкурса в Магадане и в Благовещенске. Остается надеться, что ФАС в период смены руководства сумеет оперативно разобраться в ситуации и последовательно отстаивать развитие конкуренции согласно разработанному самим ведомством Национальному плану по развитию конкуренции.