Александр Лукашенко указал правительству, как укрепить экономику. Фото с сайта www. president.gov.by
Белорусская экономика успешно сработала в минувшем году вопреки прогнозам политических оппонентов власти, заявляет Александр Лукашенко. В этом году государство поможет пострадавшим от западных санкций предприятиям и «симметрично» ответит странам, которые их ввели. Претензии у властей Белоруссии появились и к России.
«Итоги объемов промышленного производства в 2020 году к 2019-му 99,3%», – сообщил вице-премьер правительства Юрий Назаров 12 января в ходе доклада Александру Лукашенко о ситуации в белорусской промышленности. «То есть 0,7% недотянули», – удовлетворенно подчеркнул руководитель Белоруссии и заявил, что эту информацию надо обязательно «вбивать в голову» «нашим протестунам и тем, кто нас критиковал», чтобы показать им «их несостоятельность».
Спасало белорусскую экономику «в трудные времена» сельское хозяйство и деревообработка – отрасли, которые работают на местном сырье.
Как следовало из содержания разговора, опубликованного пресс-службой Лукашенко, в нынешнем году проблемы белорусской промышленности связаны с западными санкциями в отношении ряда государственных предприятий и отсутствием доступа к системе госзакупок в России. Спасать попавшие под санкции компании будут традиционно господдержкой, а страны, которые ввели санкции получат «симметричный» ответ. «Пара-тройка предприятий наших попали под так называемые бандитские санкции со стороны Запада… мы должны симметрично ответить на это… свои предприятия, типа МЗКТ, «Амкодор», еще там одно-два, мы должны их поддержать», – распорядился Александр Лукашенко. «Не надо бояться, надо уже им показывать зубы», – считает он.
Эксперты весьма скептически отнеслись к этой угрозе. «Чтобы показывать зубы, их надо иметь», – считает лидер профсоюза радиоэлектронной промышленности Геннадий Федынич. В целом, по мнению экспертов, любые действия в отношении иностранных предприятий, работающих в Белоруссии, аукнутся самой экономике, так как в случае их закрытия белорусы потеряют рабочие места, бюджет – налоги. Впрочем, как отмечают аналитики, последние действия белорусских властей подчинены не экономической целесообразности, а политической конъюнктуре.
Изменилась риторика Лукашенко и в отношении России. Заискивающий тон с заверениями в вечной дружбе и сотрудничестве сменился требовательным. «Я хочу несколько принципиальных вопросов сформулировать для руководства Российской Федерации. Чтобы мы могли при очередной встрече и в правительстве, и на уровне президентов обсудить, как выполняются решения двух президентов, которых мы достигли в Сочи по кооперации и по продажам», – заявил он, говоря о проблемах с доступом белорусских предприятий к системе госзакупок в России.
Как следовало из сказанного Александром Лукашенко, управлять экономикой в ближайшей перспективе он намерен исключительно командно-административными мерами. «Эту болтовню, так называемую рыночную, надо заканчивать. Есть жесткий план. Если мы хотим выжить, то мы должны планы эти реализовать. Пускай нас критикуют, что мы ретрограды, консерваторы и так далее», – сказал он. В частности, машиностроительные предприятия будут производить технику, и она по разнарядке будет поступать отечественным потребителям, в том числе через систему лизинга. Кроме того, государственные инвестиции будут планово поступать на реализацию отобранных чиновниками инвестиционных проектов. Никаких прогнозов, только планы, распорядился руководитель Белоруссии.
В последние годы на фоне улучшения отношений с Западом и в расчете на кредиты от МВФ власти Белоруссии несколько отступали от плановой экономики, внедряя рыночные элементы. Правительство обещало сократить объемы директивного кредитования, приступить к его реформированию. Аналитики МВФ рекомендовали разделить госпредприятия на три группы в зависимости от способности выжить в рыночных условиях и либо закрыть, либо продать, либо приватизировать, либо оставить в собственности государства. До реформирования дело не дошло, однако Белстат ввел отдельную статистическую отчетность по госсектору, а масштабы директивного кредитования были уменьшены.
Как свидетельствуют статданные за прошлый год, откат экономической политики назад по позиции «директивное кредитование» начался уже в 2020 году. Вместо запланированных на год 740 млн белорусских рублей государственным компаниям было выдано 2,4 млрд директивных кредитов. Большая их часть (1,8 млрд белорусских рублей) была выделена по решению президента. Эксперты связывают это с президентскими выборами и попытками власти не допустить резкого падения уровня жизни населения. По этой же причине ухудшились и многие другие показатели экономического развития. Как сообщалось ранее, в августе на фоне политического кризиса власти административно удерживали курс доллара.
Белорусы в 2021 году стали частыми покупателями иностранной валюты. За год население купило более 10,2 млрд долл., а продало 8,2 млрд долл., забрав, таким образом, из оборота 2 млрд долл. Предпосылок для роста валютных запасов страны пока не видно. Согласно данным Белстата, внешний товарооборот и экспорт в прошлом году стремительно падали. Страна экспортировала товаров на 26,1млрд долл., что на 25,7% меньше, чем в 2019 году. Внешнеторговый товарооборот товаров составил 55,2 млрд долл., сократившись за год на 25,7%. Сальдо сложилось отрицательным в размере 2,93 млрд долл.
Никаких позитивных прогнозов на текущий год эксперты не дают. «Основная характеристика нынешней экономической ситуации – невероятно высокая степень неопределенности», – считает старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук. «Один из основных возможных экзогенных шоков связан с вероятностью финансового кризиса. Почва нынешней финансовой стабильности очень зыбкая, она может породить множество сценариев, способных изменить общую экономическую среду. Два самых неблагоприятных сценария развития событий на финансовом рынке – это кризис неплатежей и долговая несостоятельность государства», – пишет эксперт в аналитическом материале, размещенном на сайте BEROC. Также, по его мнению, на развитие может повлиять потребительское поведение. «Например, если домашние хозяйства решат забрать деньги из банка и хранить их дома в долларах, это окажет прямое влияние на банковскую систему. Если люди перестанут покупать товары длительного пользования, это приведет к снижению спроса на рынке недвижимости, стройматериалов, бытовой техники. В случае если политический кризис не будет разрешен в скором будущем, это может привести к проседанию ВВП до 4%», – констатирует Дмитрий Крук.
Всего эксперт насчитывает восемь рисков для белорусской экономики. Помимо вышеупомянутых это цены на энергоресурсы, развитие отношений с Россией, состояние мировой финансовой системы, динамика курса доллара на мировом рынке, глобальные тенденции, вызванные пандемией COVID-19, возможность введения новых санкций и трудовая миграция. «Каждый из таких шоков способен качественно изменить экономическую среду», – считает он. Наиболее реалистичный сценарий для белорусской экономики, по мнению эксперта, – это «затянувшаяся рецессия».
Минск