Фото Mustafa Yalcin/Anadolu Agency/Getty Images
Президент Франции Эмманюэль Макрон надеется на увеличение бюджета Евросоюза и требует от членов объединения более строгого следования общеевропейским нормам – демократии и верховенству закона. Сегодня перспективы развития ЕС лидер Пятой республики обсудит с европейскими законодателями. В дебатах, которые состоятся в Страсбурге, примет участие и председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
В ЕС активизировались дискуссии вокруг бюджета объединения на следующую «семилетку», которая продлится с 2021 по 2027 год. Свою версию финансового плана Еврокомиссия анонсирует в начале мая. Затем с комментариями по ней должны выступить страны – члены ЕС, включая Германию и Францию.
Главный вопрос в контексте нового бюджета – как устранить брешь, которую пробил в европейской казне брекзит. Напомним, что в результате «развода» Лондона и Брюсселя в следующий семилетний период ЕС может потерять около 10 млрд евро в год.
Ранее ряд стран выступил за решение проблемы выпадающих из бюджета доходов путем затягивания поясов. Вносить дополнительные деньги в бюджет ЕС, как сообщает Times, в частности, не готов премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. По данным издания Euractiv, возмещать британские средства из своего кармана не желают также Австрия, Швеция и Дания.
Впрочем, в список стран, не возражающих против увеличения бюджетных взносов, входят 14–15 государств. Среди них Франция, которая не только не готова мириться с сокращением общеевропейских расходов, но даже ищет возможности для их увеличения. По данным издания Politico, дипломаты ФРГ и Пятой республики уже пришли к консенсусу по поводу необходимости «потратиться» на общеевропейские нужды.
В связи с этим, как сообщает Politico, Еврокомиссия готова заложить в бюджет увеличение расходов на грядущую «семилетку». Так, если с 2014 до 2021 года расходы объединения составляли 1% от его ВВП, то с 2021 года этот показатель предложено увеличить до 1,1%.
При этом Макрон настаивает не только на увеличении общеевропейских расходов, но и на реформах того, на что и как они будут тратиться. В связи с этим он обозначил два направления для преобразований. Первое – упростить систему распределения бюджетных трат. Это, в свою очередь, подразумевает модернизацию Единой сельскохозяйственной политики, а также отказ от системы «компенсаций», когда какая-то страна вносит в бюджет ЕС определенную сумму, но потом получает часть от нее обратно в виде скидки. По словам Макрона, эти реформы помогут избавиться от ненужной бюрократии и сделать нынешнюю систему более эффективной.
Другая идея Макрона – ввести дополнительные критерии для получения дотаций европейскими странами. Французский лидер убежден: получать средства из бюджета объединения должны только те, кто следует принципам верховенства права и демократии, а также соблюдает европейские стандарты в экономической сфере. Тем же странам, которые, по мнению Парижа, пытаются размыть независимость судов или неправомерно занижать налоги, на свою порцию бюджетного пирога ЕС рассчитывать не стоит. «Я буду выступать против того, чтобы европейский бюджет содействовал расколу внутри ЕС», – подчеркнул президент Пятой республики.
Вместе с тем такая идея рискует вызвать недовольство в Венгрии и Польше, которых обвиняют в авторитаризме, а в случае Варшавы – еще и в лишении независимости судов. Ранее против подобных шагов, в частности, высказывался премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (см. «НГ» от 21.02.18).
В Брюсселе намеченные Макроном планы сочли амбициозными и отнеслись к ним как к предварительным наброскам. «Макрон желает добиться многих изменений, но посмотрим, как будут восприняты его реформы в ходе дискуссий всех стран-членов (после публикации Брюсселем бюджетного проекта. – «НГ»)», – сказал Politico высокопоставленный представитель Еврокомиссии на условиях анонимности.
Идея увеличить бюджет ЕС, попутно введя новые критерии для получения из него средств, вполне логичны, – хотя, конечно, ее еще придется довести до ума, считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. «Восточноевропейские страны зависят от средств, получаемых от ЕС на развитие своей инфраструктуры, а требования по соблюдению общеевропейских базовых правил и так «вшиты» в законодательную базу сообщества, – сказал эксперт «НГ». – В то же время следует помнить, что для одобрения плана бюджетной семилетки получения средств нужно согласие всех членов ЕС, в том числе Польши и Венгрии». Поэтому, считает Тэвдой-Бурмули, «какое-то соглашение между Варшавой и Будапештом, с одной стороны, и ЕС – с другой, будет достигнуто, но напрямую тема новых критериев в нем едва ли будет упомянута».
Помимо темы бюджета споры вызывают и общие контуры развития ЕС в ближайшие годы. Именно этот вопрос станет главным в повестке дискуссий в Европарламенте. В преддверии дебатов председатель фракции Европейской народной партии Манфред Вебер дал понять, что ЕС – проект не только элит, но и обычных граждан, и Макрон должен иметь в виду это обстоятельство, когда будет составлять свою программу реформ объединения. Напомним, что, согласно опросам, большинство рядовых европейцев не поддерживает идею дальнейшей евроинтеграции, как это предлагает французский лидер (см. «НГ» от 12.12.17).