Андрей Воробьёв продемонстрировал Дмитрию Медведеву, как работает новая система.
Фото Антона Чернова
Московская область представила правительству РФ работу Центра управления регионом (ЦУР) – нового механизма, позволяющего оперативнее решать проблемы жителей и отслеживать общую социально-экономическую ситуацию. Площадка создана в соответствии с указом президента РФ 29 декабря 2018 года в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика» и работает вот уже более трех месяцев. Прозрачность, отсутствие коррупции, эффективность управления в реальности, а не на бумаге – основные задачи, которые решает ЦУР.
Московская область – один из лидеров в России в цифровизации услуг, отметил посетивший ЦУР председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. «Я посмотрел, как работает Центр управления регионом, это производит впечатление. Сюда в круглосуточном режиме стекается информация со всего Подмосковья. Это позволяет в максимально короткие сроки решать самые разные проблемы. Подобные технологии должны быть доступны на всей территории страны, чтобы люди могли получить услуги независимо от той территории, где они живут», – подчеркнул он в выступлении на заседании правительственной комиссии по цифровому развитию.
С помощью информационных систем в ЦУР в круглосуточном режиме производятся сбор и анализ данных во всех сферах жизнедеятельности Подмосковья. Сюда стекается информация от портала «Добродел» и системы «Инцидент», горячих линий губернатора, профильных ведомств, муниципалитетов, отраслевых систем. Вся информация распределяется на 11 профильных блоков – здравоохранение, образование, соцзащита, транспорт и дороги, экология, ЖКХ, строительство, нацпроекты и торги, безопасность, госуслуги, СМИ и соцсети.
В центре работают 122 сотрудника из 30 отраслевых ведомств и министерств. «Их задача – посредством аналитики менять технологию управления, – сказал губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – То есть, если тебя беспокоит порядок в твоем дворе, раньше эта жалоба попадала одному чиновнику, потом второму, потом третьему, и только потом, наконец, выходил дворник и наводил порядок. Сейчас эта жалоба напрямую попадает в управляющую компанию и человек, который закреплен за территорией, наводит там порядок».
Например, информационные системы блока «Дороги» позволяют заделать яму на дороге в течение суток. При помощи блока «Медицина» отслеживается среднее ожидание времени приема врача. А блок «Дольщики» помогает следить за целевым расходованием средств на достройку домов, видеть статус строительства каждого дома, в том числе проблемного, в режиме «здесь и сейчас». Эффект заметный: например, устройства МРТ и КТ, работа которых раньше была далека от совершенства, после запуска ЦУР стали работать в две и даже три смены. Уже за первый месяц работы ЦУР эффективность их загрузки выросла на 60%. Благодаря мониторингу, аналитическим службам и мерам после каждого ДТП с начала этого года смертность на дорогах сократилась на 8%.
«Все знаем, быстро решаем, не допускаем» – так сформулирована концепция работы ЦУРа. По каждой проблеме собирается полная информация, создается тепловая карта, выявляются точки напряженности и отслеживается динамика в разрезе территорий. Собранные данные о проблеме доводятся до конкретного исполнителя – задаче присваиваются сроки выполнения, качество решения контролируется. А кроме того, проводится работа по предотвращению аналогичных проблем в будущем – выявляются и искореняются истинные причины возникновения проблем.
Около 70% проблем решаются в оперативном режиме. Оставшиеся 30% – ресурсоемкие жалобы и предложения, например построить тот или иной объект, решить вопросы газификации и модернизации инфраструктуры. По таким ситуациям проводится голосование через систему «Добродел». Об объемах работы можно судить по количеству обращений, жалоб, предложений, поступивших от жителей по всем каналам за 2018 год, – всего их было 3,5 млн. И половина этого потока уже «заведена» в новую систему. А через полгода все 100% данных будут обрабатываться в ЦУРе.
Как работает новая система, Андрей Воробьёв продемонстрировал Дмитрию Медведеву с помощью интерактивной панели. В качестве примера главе правительства показали работу с блоками «Здоровье» и «Строительство». Премьер-министр поинтересовался, какие самые актуальные обращения в этих сферах и какую информацию сможет получить каждый обратившийся. В частности, Дмитрий Медведев отметил, что наличие видеокамер на строящихся объектах для наблюдения за ходом работ в режиме реального времени было бы полезно для граждан. «Лет десять назад никто такое не сделал бы, потому что таких возможностей и ресурсов таких не было. Впечатляет», – оценил премьер работу центра в целом.
Создание ЦУРа – еще один шаг в цифровизации экономики региона. Сейчас в рейтинге Минэкономразвития РФ по мониторингу качества предоставления электронных услуг Московская область занимает первое место. «Наша задача – дальше наращивать качество государственных муниципальных услуг, делать их максимально удобными для человека и в идеале сделать так, чтобы в принципе из дома человек и осуществлял заявку, и получал ее в цифре», – подчеркнул Андрей Воробьёв.