На пути в Европу подстерегает смертельная опасность

нелегальная миграция, ес, беженцы, африка, смертность, доклад, увкб

Плывущих в ЕС мигрантов первыми встречают спасатели.
Фото Reuters

Пока в Евросоюзе ищут решение проблемы нелегальной миграции, которая продолжает испытывать на прочность европейские единство, Управление ООН по делам беженцев (УВКБ) обнародовало статистику по беженцам из стран Африки. Она свидетельствует: за первые семь месяцев 2018 года количество беженцев, отправляющихся в рискованное путешествие по Средиземному морю, значительно сократилось. Однако при этом тонуть люди стали больше – в два с лишним раза по сравнению с прошлым годом.

В докладе УВКБ говорится, что за первые семь месяцев 2018 года при попытке добраться до Старого Света погибли или числятся пропавшими без вести более 1,6 тыс. человек. Эта статистика не включает в себя погибших на пути к побережью Северной Африки,  в пустыне Сахара.

Средиземноморский путь является наиболее смертоносным для путешествий – вывод, который стал квинтэссенцией ежегодного доклада УВКБ, публикация которого была приурочена к третьей годовщине гибели трехлетнего сирийца Айлана Курди, утонувшего в начале сентября 2015 года. В нем отмечается, что за семь месяцев 2018 года число беженцев и мигрантов, прибывающих в Европу через Грецию, Италию и Испанию, сократилось на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако резко возрос уровень смертности. Так, если в 2017 году при попытке достичь берегов Италии тонул каждый 42-й мигрант, то в нынешнем году – каждый 18-й.

В качестве основной причины трагедий авторы доклада приводят «сокращение возможностей для поиска и спасения людей у побережья Ливии в сравнении с тем же периодом прошлого года». Также говорится об уменьшении вдвое в ливийских территориальных водах количества спасательных судов неправительственных организаций. В первые семь месяцев 2017 года восемь НПО спасли почти 39 тыс. беженцев.

В своем документе УВКБ ознакомило общественность с опасностями, с которыми сталкиваются беженцы на пути в Европу. Отмечая шаги, предпринятые некоторыми европейскими государствами для предотвращения потока мигрантов на свою территорию, ведомство настоятельно призывает их предоставлять беженцам доступ к процедурам получения убежища. УВКБ также призывает государства укреплять механизмы защиты детей, отправляющихся к берегам Европы в одиночку.

Причину существенного снижения миграционного потока в Европу доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин видит в том, что в Старом Свете сейчас никто не заявляет о готовности принимать неограниченное количество беженцев, как это было ранее. «В 2015 году с такой инициативой выступала Ангела Меркель. По сути, она объявила политику открытых дверей, и в Европу хлынул огромный, практически неконтролируемый поток. Это позволило более 1 млн человек пробраться в Евросоюз и в Германию в частности».

Потом Меркель поняла, что не рассчитала возможности немецкой инфраструктуры, не говоря уже про другие страны. После этого европейская политика стала меняться. В частности Венгрия, приняла жесткое миграционное законодательство и возвела сплошной забор на своей границе с Сербией. Примеру Венгрии последовали другие страны, они стали восстанавливать частичный пограничный контроль на своих внутренних границах, с тем чтобы контролировать прохождение транзитного потока мигрантов через свои страны, пояснил Топорнин «НГ».

В качестве еще одного фактора, способствовавшего снижению миграционного потока, эксперт назвал усилившиеся возможности европейской службы пограничной и береговой охраны Frontex. «В прошлом году была проведена основательная реформа службы, в результате которой усилили кадровый состав, значительно увеличили бюджет и оснастили необходимыми техническими средствами. Патрули с кораблями, катерами, вертолетами перебросили в район Средиземного моря на границу с Грецией и Италией», – сказал эксперт.

Значительную роль, по его мнению, сыграло соглашение между Турцией и ЕС. Благодаря ему был практически полностью перекрыт балканский маршрут. По словам Топорнина, на так называемый центральносредиземноморский маршрут, который начинается с берегов Ливии и держит курс на Италию, приходится большая часть трагических исходов. «Из Турции в Грецию иной раз достаточно проплыть от двух до пяти километров. Это расстояние при желании можно благополучно преодолеть на любом баркасе в спасательном жилете. А когда вы плывете из Ливии, то нужно иметь в виду, что там качественных плавучих средств уже не осталось. Берутся любые посудины, которые могут более или менее держаться на плаву. Старые проржавевшие баржи и лодки загружают сверх всякой меры», – рассказал эксперт.

Он уверен, что поток беженцев, хоть и в меньшей степени, будет сохраняться. При этом главная задача Евросоюза заключается в том, как его регулировать, чтобы помочь Италии, которая фактически осталась один на один с наплывом мигрантов. «Пока страны ЕС не пришли к пониманию. На июньском саммите они договорились о том, что всем надо проявлять солидарность, но добровольно. В итоге выяснилось, что добровольно беженцев никто принимать не хочет. Это показали последние случаи с кораблями в водах Мальты и Италии», – сказал Топорнин.

Эксперт также отметил, что проблема нелегальной миграции, с которой в последние годы столкнулся Евросоюз, характерна для всех развитых стран. В качестве примера он привел США, чьи границы штурмуют мексиканцы и жители латиноамериканских стран. «Не зря президент Дональд Трамп строит стену на границе с Мексикой. С одной стороны, он понимает выгоду от дешевой мексиканской рабочей силы, с другой, все это создает проблемы, в том числе с наркотрафиком, контрабандой и т.д.», – прокомментировал Топорнин.

По его словам, таких центров притяжения, как Европа, в мире немного. «Американцам проще закрыть свои границы, у них одна граница с Мексикой, там по морю не приплывешь, а Европа оказалась в окружении неблагополучных стран, и плыть туда недалеко. Поэтому она всегда будет притягивать к себе мигрантов», – заключил эксперт. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *