На Саудовскую Аравию могут ополчиться соседи

нефть, цены, нефтяная война, саудовская аравия, россия, персидский залив, оман, кувейт

Фото Simon Dawson/Bloomberg via Getty Images

Затяжная нефтяная война, начавшаяся на фоне тупика в диалоге России и Саудовской Аравии, может обернуться неприятными политическими последствиями для всех стран Персидского залива. Международное агентство Standard & Poor’s (S&P) понизило кредитные рейтинги Омана и Кувейта. В экспертной среде полагают, что дальнейшее ухудшение экономических показателей может поставить руководство этих двух стран в оппозицию к политической линии саудовского правящего дома.

Кредитный рейтинг Кувейта в иностранной и национальной валюте был понижен с АА до АА–, в то время как суверенный кредитный рейтинг Омана, в свою очередь, упал с уровня ВВ до BB–. S&P допускает неблагоприятный сценарий, при котором показатели продолжат падение. Эксперты международного агентства обращают внимание на то, что при планировании бюджета власти аравийских государств исходили из сравнительно высоких цен на сырье. Так, Кувейт, к примеру, ожидал, что стоимость нефти марки Brent может достичь в этом году отметки в 60 долл. за баррель, а в следующем – снизиться только на 5 долл. Существенным фактором, по словам экспертов S&P, стало закрытие азиатских рынков для экспорта из стран Персидского залива.

Впрочем, оценки S&P не вызвали доверия в аравийских столицах. Арабское англоязычное издание National цитирует заявление менеджеров кувейтского банка Kamco Invest, которые убеждены: анализ рейтингового агентства основан на слишком негативном прогнозе того, как будут вести себя цены на сырье в этом и в следующем году. «Ожидаемое среднее значение цены на нефть в 30 долл. за баррель, по нашему мнению, слишком занижено, – приводит портал слова критиков S&P. – Текущий медианный прогноз цены на нефть марки Brent, согласно консенсусной оценке, сводится к уровню 44 долл. за баррель в 2020 году». При этом кувейтцы действительно допускают, что стоимость может достигнуть 55 долл. за баррель через год.

В этом месяце агентство Moody’s опубликовало отчет, в котором говорится, что «большинство государств, экспортирующих нефть и газ, не смогут полностью компенсировать падение своих доходов, что приведет к росту их суверенного долга по сравнению с базовым сценарием». По расчетам экспертов агентства, саудовский госдолг в этом году, к примеру, может превысить 30% ВВП, а оманский – 70% ВВП. И в том и в другом случае есть риск, что возросший бюджетный дефицит будет компенсироваться за счет ликвидных средств. По оценкам Moody’s, у Кувейта увеличение госдолга произойдет не сразу, потому что власти эмирата, согласно национальному законодательству, не могут привлекать новые долги, не погасив старые.

Безусловно, аравийские центры силы пытаются адаптироваться к новым реалиям нефтяного противостояния. Министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед аль-Джадаан недавно сообщил, что его страна намерена сократить бюджетные расходы примерно на 5% в 2020 году. По словам министра, правительство королевства одобрило частичное сокращение некоторых менее значимых статей бюджета. За счет этого правящий дом хочет сэкономить 50 млрд риалов (13,32 млрд долл.). Однако пока что инициативы выглядят малоэффективными и запоздалыми. Февральский доклад Международного валютного фонда (МВФ) рисовал неблагоприятный сценарий для стран Персидского залива и при более привычных ценах на сырье.

«Рынок нефти претерпевает фундаментальные изменения, – говорилось в анализе МВФ, посвященном нефти и экономике стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). – Новые технологии увеличивают поставки нефти из старых и новых источников, в то время как растущие опасения по поводу окружающей среды приводят к тому, что мир постепенно отказывается от нефти». Эксперты отмечали: «Многие страны – экспортеры нефти все еще приспосабливаются к последствиям этого снижения цен». При этом в докладе, который был составлен задолго до начала нефтяной войны, говорилось, что финансовое благосостояние стран Персидского залива может закончиться уже через 15 лет, если они не решатся на реформы.

Резкая, но ожидаемая игра Саудовской Аравии, направленная на понижение нефтяных цен и откровенный захват традиционных для России рынков, вряд ли была тщательно проработана с другими членами ССАГПЗ. Экономика соседей Саудовской Аравии стала заложницей тех решений, которые принимают в Эр-Рияде. Этот тезис разделяют в западной экспертной среде. Докторант Оксфордского университета Самуэль Рамани в Twitter подчеркивает, что именно нефтяная война Саудовской Аравии и России отразилась на рейтингах Омана и Кувейта. «Подобный экономический эффект домино может усилить разногласия внутри ССАГПЗ и увеличить отклонение Кувейта и Омана от саудовских внешнеполитических целей», – заключает аналитик. n

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *