Иллюстрация пресс-службы аэропорта Краснодар
Международный аэропорт Краснодар входит в десятку крупнейших в стране, однако не собирается на этом останавливаться. В феврале был презентован проект строительства нового аэровокзального комплекса и транспортно-логического центра, которые позволит занять ведущую роль в регионе и позволит конкурировать с аэропортами Восточной Европы и Азии. Об итогах 2020-го года, новом проекте и планах на будущее «НГ» поговорила в рамках выставки NAIS 2021 с генеральным директором ГК «Аэродинамика» Алексеем СТАРОСТИНЫМ.
– Алексей Александрович, каким выдался для краснодарского аэропорта 2020 год?
– Было бы странным назвать минувший год благополучным, учитывая, какие потрясения произошли в экономике, мире и тем более авиационной отрасли. Тем не менее, аэропорт Краснодар несмотря на все сложности успешно справился с кризисом. Да, пассажиропоток сократился на 34% по сравнению с 2019-м – и составил более 3-х млн пассажиров. Но если учесть, что международные рейсы были отменены и до сих пор не восстановлены, и два месяца мы работали в сокращенном режиме, то показатели кажутся не такими уж маленькими. Особенно сильно по нам ударило отсутствие международного сообщения, но за счёт внутреннего трафика отрицательная динамика была частично нивелирована.
Конечно, до показателей аэропортов Анапы и Сочи, которые также являются частью группы компаний «Аэродинамика», краснодарский аэропорт не дотянул. Сочи едва не достиг показателей 2019-го, а Анапа умудрилась поставить рекорд по пассажиропотоку – +10% к 2019 году. Но в целом, итоги можно назвать удовлетворительными.
– Какие главные задачи вам удалось решить в минувшем году?
– Во-первых, мы успешно преодолели острый кризис, сохранили рабочие места и успешно справились со всеми катаклизмами, включая погодные аномалии. Во-вторых, завершили разработку мастер-плана нового мультимодального хаба, крупнейшего на юге России и утвердили его генеральный план.
– Разговоры о новом хабе ведутся достаточно давно, и не терпится узнать подробности. Расскажите, что он будет представлять из себя?
– Новый комплекс – это глобальный инвестиционный проект, который объединит в себе авиационные перевозки, железнодорожные перевозки, автомобильный и городской транспорт. Одним из ключевых объектов станет строительство нового терминала аэропорта Краснодар.
Проект будет состоять из двух этапов. Первый и основной этап завершится в начале 2024 года, когда будет построен новый аэровокзальный комплекс с транспортной инфраструктурой. То есть будут возведены само здание аэровокзала, административное здание, служебно-технические помещения, склады, подъездные автодороги с новым перроном и рулежными дорожками. Второй – это строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) с железнодорожной и автобусной станцией до конца 2026 года.
– На каком этапе находится строительство?
– Проектирование самого здания терминала, перрона и рулежных дорожек уже завершено. Сейчас ведутся работы по подготовке будущей строительной площадки. В скором времени мы планируем разместить на площадке строительный штаб и начать строительство первой очереди. Место под него уже определено. В начале апреля мы планируем войти в Главгосэкспертизу с проектом.
– На словах проект выглядит грандиозно. Но насколько велика необходимость в таком проекте у региона и местных жителей?
– Очень велика. Жители Кубани хотят видеть свой аэропорт самым красивым и большим на юге и гордиться им и почти 90-летней историей. Важно понимать, что проект не просто повысит комфорт для пассажиров, но и увеличит пропускную способность, количество удобных рейсов в краевую столицу, а также откроет бескрайние перспективы для крупного малого и среднего бизнеса. Поскольку Краснодар становится центром деловой и коммерческой активности всего Юга России, а аэропорт является главными «воротами» города, то вокруг комплекса будет сформирована зона деловой и производственной активности. Она будет включать в себя предприятия логистического комплекса, конгрессно-выставочные площади, производственные, научно-конструкторские и опытно-внедренческие предприятия и другие. Упор будет сделан, прежде всего, на высокотехнологичные инновационные отрасли. Генпланом города было утверждено строительство индустриального парка (площадью более 300 га), технопарка, транспортно-логистического центра «Пашковский» (площадью около 2 600 га).
Территория хаба позволит открывать новые производства, торговые площади, формировать складские мощности, оказывать иные услуги по обеспечению бизнеса на этой территории (доставка, общепит, телекоммуникации, охрана). Это новые рабочие места в первую очередь для жителей города и всей Краснодарской агломерации. По оценкам экспертов, к 2024 году будет сформировано от 3 до 5 тыс. рабочих мест. К 2042-му году до 45 000. Все это управленцы разного уровня, специалисты и рабочий персонал.
Кроме того, нужно позаботиться о туристах, экипажах самолетов, трансферных пассажирах и бизнес-путешественниках, приезжающих в город на пару дней. Для них будет построен современный отель на 150 мест. На сегодняшний день это обязательное условие для любого крупного авиаузла.
Все это позволит обеспечить эффективное использование территории вокруг хаба, с учетом перспектив его развития до 2042 года, без необходимости корректировки Генерального плана города.
– Масштабы проекта впечатляют.
– Больше скажу, наш хаб является крупнейшим транспортным проектом на Юге России по масштабам строительства и инвестиций. Площадь одного только терминала составит более 80 тыс. кв. м, что позволит обслуживать до 10,5 млн пассажиров в год. Увеличится и аэродром, который сможет обслуживать до 30 взлетно-посадочных операций в час. Мы планируем, что в будущем аэропорт Краснодара в будущем сможет конкурировать с крупными европейскими хабами в Восточной Европе. У города есть все шансы стать важной точкой авиационного сближения не только в стране, но и на международной арене: географическое положение, современная инфраструктура, отсутствие важных транспортных узлов поблизости.
– Есть ли причины, которые могут помешать выполнить строительство аэропорта в срок?
– Разумеется есть, и эти причины, которые могут повлиять на реализацию проекта и увеличить его сроки. Сейчас в мире сложная экономическая ситуация и в целом гражданская авиация переживает не лучшие времена. Но мы заинтересованы построить новый комплекс в установленные сроки. Особенно если учесть, что в последние годы роль Краснодара в качестве пересадочного пункта сильно возросла, а пассажиропоток, несмотря на кризис, показывает в целом позитивную динамику. Ключевым вопросом остается федеральное финансирование перрона и рулежных дорожек в размере 4 млрд рублей.
Не будем забывать про указы президента России по развитию транспортной инфраструктуры страны. Жители юга, и Кубани в частности, должны получить высококлассный и технологичный комплекс в срок. А значит, нет никаких причин переживать за будущее нашего проекта нет.