Пашинян покусился на святое

армения, пашинян, протестное движение, священнослужители, налоги, конфликт, церковь, государство, делимитация границы, азербайджан

Присоединение священнослужителей к протестному движению в Армении привело к тому, что правительство решило усилить давление на церковь. Один из национальных символов могут обложить налогами и лишить части земель. Впрочем, божьи люди не намерены сдаваться.

Архиепископ Тавушской епархии Баграт Галстанян решил, что с митингами и уличными акциями неповиновения можно повременить. Вероятно, одной из причин этого стало резкое сокращение количества их участников. Вместо этого священнослужитель начал организовывать экспертные встречи. В частности, он уже провел заседания с представителями распущенной самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики, репатриантами и бизнесменами. Галстанян не исключает, что в будущем встретится со всеми бывшими президентами Армении.

Один из них, Серж Саргсян, уже заявил, что готов поддержать любого кандидата в премьер-министры, которого выдвинет преподобный. Примечательно, что архиепископ, несмотря на канадское гражданство, не исключает, что сам может возглавить правительство, если на то будет божья воля.

Тем временем армянские власти, увидев, что протестное движение, возглавляемое архиепископом, пошло на спад, сами перешли в наступление. Как сказал премьер-министр Никол Пашинян, Армянская апостольская церковь (ААЦ) стала «агентом влияния», но он разберется с этим в ближайшие два-три месяца. «У армянского народа был опыт, когда представители духовенства шли в Кесарию (город в Византии, где получили благословение армянские католикосы в раннем Средневековье. – «НГ») и были помазаны, а придя в Армению, становились агентами влияния. Кажется, у них ничего не изменилось до сих пор», – отметил глава государства.

При этом Пашинян дал понять, что Галстанян и его сторонники специально выступают против делимитации границы с Азербайджаном, чтобы сделать Армению легитимной мишенью для соседей. В результате республика не сможет быть независимой, а инициаторы всего этого скажут, что можно обходиться и без светских властей. «Есть и другие системы управления, зачем вам правительство, зачем вам местное самоуправление, зачем вам парламент, когда есть епархии? Зачем вам 10 областей? Будет у вас 10 епархий», – привел пример Пашинян.

В свою очередь, спикер парламента Армении Ален Симонян заявил, что церковь занимается бизнесом, но не платит налоги. «Хватит уже играть на наших эмоциях, истории и, уже занимаясь политикой, идти собирать деньги у диаспоры. Продавать свечи, кока-колу, вино, иметь рестораны и не платить налоги», – заявил Симонян, выступая в парламенте.

Впрочем, что-то церковь все-таки платит. По итогам 2023 года ААЦ перечислила в государственную казну 435 млн драмов (свыше 1,1 млн долл.) и заняла 758-ю строчку в списке крупнейших налогоплательщиков страны. При этом священники освобождены от налога на имущество и прибыль, а также частично освобождены от НДС. Основная часть их выплат в государственную казну приходится на подоходный налог, который в Армении равен 20%.

Председатель парламентского комитета государственных доходов Армении Рустам Бадасян уже заявил, что в Налоговом кодексе страны есть много положений, определяющих льготы, но не все они к месту. По его словам, систему нужно пересмотреть. Вдобавок секретарь правящей партии «Гражданский договор» Артур Ованнисян сообщил, что у ААЦ могут быть полезные для государства земельные участки, которые она не использует. Он подчеркнул, что церковь играет особую роль в стране, но учитывая демократические и налоговые изменения, а также развитие государственных институтов, все финансовые средства в Армении должны выйти из тени.

Реакция церкви не заставила себя долго ждать. Глава канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина, архиепископ Аршак Хачатрян назвал ложью утверждение о том, что ААЦ не платит налоги. Предстоятель Ширакской епархии архиепископ Микаэл Аджапахян был более радикален: «В сотый раз повторяю этим жалким и убогим: мы видели более сильных. Церковь победила их и продолжила свою деятельность. Есть границы и мера. Хватит. Как можно быть настолько мелким и мелочным, таким убогим?»

Иерей Асогик Карапетян предложил властям Армении «не замахиваться» на ААЦ, которую он назвал «абсолютной национальной ценностью».

Армянский политолог Микаэл Золян считает, что нынешнее противостояние – это продолжение конфликта, начавшегося между церковью и государством в 2018 году. После прихода к власти Пашиняна поднялось общественное движение, требовавшее избрать нового главу ААЦ вместо Гарегина II, которого обвиняли в коррупции. Католикос и его окружение думали, что за этим стоит премьер-министр, хотя он дистанцировался от противостояния. После второй войны за Карабах в 2020 году церковь публично поддержала оппозицию в лице экс-президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, а теперь ее представитель Галстанян вовсе стал лидером протеста.

«Сложно сказать, насколько далеко готова зайти ААЦ, потому что ей есть что терять. У нее много привилегий, в том числе юридически не оформленных. Сейчас Пашинян дает понять церкви, что она должна перестать вмешиваться в политику», – подчеркнул Золян.

Руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян считает, что ААЦ – это последний общественный институт, способный создать проблемы для реализации политики Пашиняна, которую многие армяне расценивают как антигосударственную. «Правительство ищет методы, позволяющие полностью нейтрализовать церковь, чтобы вокруг нее не смогла объединиться оппозиция. У церкви действительно очень большой ресурс, если учесть, что подавляющая часть армянского общества – это последователи ААЦ.

Но вместе с тем церковь, как ранее и другие оппозиционные силы, не готова идти на внутренние столкновения, на кровопролитие, дабы добиться отстранения от власти Пашиняна и его команды. Премьер пользуется этим, но вряд ли сможет победить. ААЦ появилась в 301 году и с тех пор успешно пережила множество покушений на свою независимость и даже существование со стороны иностранных государств, под властью которых находилась Армения. Но эти империи рушились и исчезали, а Армянская церковь сохранила свое существование», – заявил «НГ» Халатян. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *