«Политические и экономические реформы президента Токаева положительно повлияют на инвестиционный климат»

казахстан, экономика, инвестиции, сша, госдепартамент, бизнес, вто, еаэс

Фото Pixabay.com

«Казахстан добился существенного прогресса в построении рыночной экономики с момента обретения независимости в 1991 году. Он привлёк значительные иностранные инвестиции в развитие своих богатых минеральных, нефтяных и газовых ресурсов. По данным Центрального банка, в октябре 2021 года объём прямых иностранных инвестиций составил 170 млрд долларов, включая 40,4 миллиарда из США. При этом открытые источники информации говорят о том, что американские инвестиции в один только углеводородный сектор намного превышают официальную статистику, – об этом говорится в докладе Государственного департамента США, посвящённом инвестиционному климату в Казахстане, сложившемуся к настоящему моменту. – В то время как мощные углеводородные и минеральные ресурсы остаются основой экономики, власти страны продолжают поэтапное движение в сторону диверсификации прочих секторов. Пандемия COVID-19 создала дополнительные стимулы для преодоления бюрократических преград на пути торговли и инвестиций».

Стабильный инвестиционный климат

В преамбуле к докладу говорится, что Казахстан ведёт активный диалог с зарубежными инвесторами, механизмами которого служат Совет иностранных инвесторов при президенте и Совет по улучшению инвестиционного климата при правительстве. Авторы доклада напоминают, что Республика Казахстан является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В докладе Госдепа отмечается, что январские беспорядки в Казахстане стали почвой для опасений по поводу политической и экономической стабильности страны. «Президент Токаев заверил зарубежных инвесторов в том, что власти Казахстана обеспечат стабильный инвестиционный климат и выполнят все обязательства перед инвесторами. Он также пообещал уменьшить чрезмерную роль монополий и олигополий в экономике. В марте президент Токаев объявил о политических и экономических реформах, которые могут положительно повлиять на инвестиционный климат благодаря расширению приватизации и борьбы с коррупцией», – пишут авторы доклада.

Протяжённая граница с Россией и глубокие связи экономик двух стран могут отразиться на инвестиционном климате Казахстана в контексте наложенных на Россию санкций – «очевидно, некоторые инвесторы воздержатся от вложений в Казахстан, в то время как другие, вероятно, сочтут его подходящей альтернативой бизнесу с Россией». В докладе отмечается, что власти Казахстана заявили о соблюдении санкций и призвали западных инвесторов переместиться из России в свою страну.

Однако есть проблемы. «Несмотря на институциональные и правовые реформы, коррупция, чрезмерная бюрократия, произвол правоохранительных органов и ограниченный доступ к квалифицированной рабочей силе в некоторых регионах продолжают создавать проблемы. Тенденция государства к усилению регулирующей роли в отношениях с инвесторами, к политике импортозамещения, ограничению использования иностранной рабочей силы, вмешательству в деятельность компаний – продолжает беспокоить иностранных инвесторов. Иностранные фирмы ссылаются на необходимость соблюдения верховенства закона, необходимость более щедрых инвестиций в человеческий капитал, необходимость улучшения транспортной и логистической инфраструктуры, обеспечения более открытой и гибкой торговой политики, более благоприятного режима получения разрешений на работу и более удобного для клиентов и последовательного налогового администрирования», – говорится в ежегодном докладе Госдепа США.

Разумеется, авторы доклада высказывают опасения по поводу того, что членство Казахстана в ЕАЭС может быть использовано для обхода наложенных на Россию экономических санкций: «Санкции против России и Беларуси могут повлиять на торговлю между членами ЕАЭС. Например, предприятиям придётся проводить более скрупулезную юридическую экспертизу при работе с российскими деловыми партнёрами, экспорте или перевалке продукции через Россию и Беларусь и передаче платежей. Некоторые утверждают, что уклоняющиеся от санкций активно используют для этих целей ЕАЭС».

Соглашения ЕАЭС соответствуют стандартам ВТО

Тем не менее, доклад производит впечатление сдержанно-оптимистичного.

В нём отмечается, что Казахстан предпринял необходимые шаги по упрощению процедур открытия и ведения бизнеса. Большинство процедур теперь можно выполнить online, например, зарегистрироваться через единый правительственный сайт. «Компания с иностранным участием, зарегистрированная в Казахстане, считается национальной компанией для целей валютного регулирования. Резиденты могут открывать банковские счета в иностранной валюте в казахстанских банках».

Составители доклада напоминают, что Казахстан был одним из основателей Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который призван стимулировать дальнейшую интеграцию экономик государств-членов и свободное перемещение услуг, капитала и рабочей силы на их общей территории. Нормативные акты и решения ЕАЭС являются приоритетными по отношению к национальной системе регулирования. При этом «власти Казахстана утверждают, что соглашения ЕАЭС соответствуют стандартам Всемирной торговой организации», кроме того, с момента вступления в такой таможенный союз Казахстан удвоил свой средний импорт.

В докладе говорится, что законы Казахстана исключают возможность экспроприации, обеспечивают конвертируемость валюты, гарантии правовой стабильности, прозрачность государственных закупок и стимулы для развития приоритетных секторов.

«Предпринимательский кодекс определяет основные принципы ведения бизнеса, отношения правительства с предпринимателями и предусматривает равные права иностранных инвесторов. Закон о валютном регулировании и валютном контроле расширяет статистический мониторинг операций в иностранной валюте и облегчает процесс дедолларизации. В законе филиалы иностранных компаний в Казахстане рассматриваются как резиденты».

Правительство Казахстана разработало механизмы разрешения споров, позволяющие пострадавшим инвесторам добиваться возмещения ущерба без судебного разбирательства. В 2013 был учреждён пост инвестиционного омбудсмена. Закон о банкротстве защищает права кредиторов в случае заведения дела об их несостоятельности, банкротство не считается уголовным преступлением, если суд не установил, что оно было преднамеренным. Закон смягчает бюрократические препоны в случаях подачи заявлений о банкротстве, даёт кредиторам больше прав в процессе операций.

Гарантия правовой защиты

В докладе отдельно отмечается, что казахстанский закон об особых экономических зонах позволяет иностранным компаниям открывать в них свои предприятия, упрощает процедуру получения разрешений и вводит на территории зоны особого налогового режима, который не регулируется нормами ЕАЭС. В настоящий момент в Казахстане насчитывается 13 особых экономических зон.

В главе «Защита прав собственности» говорится, что Гражданский и Земельный кодексы Республики Казахстан надёжно обеспечивают защиту имущества, при этом сельскохозяйственные угодья и природные ресурсы могут находиться в собственности или в аренде только граждан страны. В мае 2021 года президент Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в закон, запрещающие иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам с иностранным участием владеть или сдавать в аренду земли сельскохозяйственного назначения.

А вот правовая защита интеллектуальной собственности, не важно чьей, в Казахстане является «относительно прочной», хотя сфера правоприменения «нуждается в дальнейшем совершенствовании».

В докладе говорится, что для поддержки социально-экономического развития страны, а также для снижения зависимости от состояния нефтяного сектора и внешних рисков был создан Национальный фонд Республики Казахстан, активы которого формируются за счёт налогов и других платежей от нефтяных компаний, от приватизации государственной собственности, продажи государственных сельскохозяйственных угодий и инвестиционного дохода. По состоянию на 1 января активы Национального фонда составили 55,3 млрд. долларов, это порядка 30% ВВП страны. Правительство использует эти средства для пополнения бюджета и целевых трансфертов.

В 2020 году правительство Казахстана приняло комплексную программу приватизации. По состоянию на 31 марта нынешнего года правительство продало 938 организаций, пополнив бюджет на 1,7 млрд. долларов, среди приватизированных структур – малые, государственные и муниципальные предприятия, их продажа осуществлялась на электронных аукционах. В приватизационных проектах могут участвовать иностранные инвесторы.

В Предпринимательском кодексе Казахстана есть раздел о социальной ответственности бизнеса. Раздел предполагает добровольные вложения бизнеса в развитие социальной, экологической и других сфер, но при этом исключает какое-либо принуждение к благотворительности. Кодекс рассматривает благотворительные взносы как акты социальной ответственности и вводит налоговые льготы для тех, кто их совершает.

«Всё делается правильно»

Составители документа отмечают, что в Казахстане ответственность за коррупционные преступления установлена в Уголовном кодексе. Помимо прямого уголовного преследования, для коррупционеров введён пожизненный запрет на занятие государственных должностей, их лишают званий, рангов и государственных наград. Закон о государственной службе обязывает госслужащих придерживаться принципа верховенства закона, требует от них борьбы с коррупцией и профессионализма при исполнении обязанностей.

Антикоррупционное агентство Казахстана готовит ежегодные отчёты о противодействии коррупции. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции, он участвует в международных антикоррупционных организациях, говорится в докладе Государственного департамента США.

Российский эксперт, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что инвестиционный климат в Казахстане был позитивным всегда. Столько инвестиций, сколько традиционно привлекал Казахстан, не приходило ни в одно центральноазиатское государство. По мнению аналитика, президент Токаев руководствуется «американским учебником по экономике»: либерализация, снижение государственного давления и пр., поэтому с точки зрения Запада, он должен добиться успеха, а если так, то почему не инвестировать в его страну?

«Президент Токаев – западник по складу мышления. Это и не хорошо, и не плохо. Инвестиционный климат в Казахстане был и остаётся лучше, чем в других странах региона. Одним словом, с американской точки зрения, инвестиционный климат в Казахстане хороший, но мы посмотрим, что это принесёт казахстанцам.

С точки зрения инвесторов страна с более либеральной экономикой получит более дешёвые кредиты, будут меньше расходы по страхованию своей экономической деятельности и т.д. С этой точки зрения всё делается правильно», – заключает Дмитрий Журавлев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *