Президент Армении Серж Саргсян подписал в четверг указ о проведении 6 декабря референдума по реформе Конституции, согласно которой республика из президентской трансформируется в парламентскую. Соответствующий законопроект на днях был одобрен Национальным собранием (парламентом) Армении. Теперь слово за населением страны, которое либо согласится с предлагаемой трансформацией, либо отклонит ее.,Согласно проекту новой Конституции, президент Армении, полномочия которого будут существенно урезаны, избирается сроком на 7 лет вместо нынешних 5, и не всенародным голосованием, а парламентом. Для этого кандидату надо будет набрать три четверти голосов депутатов, и если в первом туре это не удастся, то во втором туре количество голосов будет снижено до трех пятых. Президентом можно будет избираться только один раз. Высшим органом исполнительной власти после принятия поправок станет правительство. Его комплектация будет возложена на назначенного президентом премьер-министра – представителя политических сил, победивших на парламентских выборах. После чего кабинет министров утвердит парламент. Если по какой-то причине парламентские фракции не смогут договориться по этому вопросу, то парламент будет распущен. Вотум недоверия премьер-министру может быть вынесен только через год после его назначения. Парламент избирается сроком на 5 лет, будет состоять как минимум из 101 депутата, и в нем будут предусмотрены мандаты для нацменьшинств. В законопроекте предусмотрен вариант отсутствия стабильного большинства – в таком случае предусмотрен второй тур с участием двух партий, преуспевших в первом туре. Победитель получит дополнительные мандаты, которые позволят сформировать большинство.,Решение изменить Конституцию правящие круги объясняют желанием избежать политического кризиса и перейти к более гибкой и демократической модели управления. Оппоненты обвиняют правящую Республиканскую партию в желании узурпировать власть на последующие годы, а президента Сержа Саргсяна, чей второй и последний президентский срок истекает в 2018 году, в намерении продлить правление страной в иной должности. И хотя армянский лидер на днях заявил, что не собирается и не будет после отставки с поста президента работать премьером или председателем парламента, его противники указывают на то, что предлагаемая конституционная реформа вполне может привести к партийной форме управления страной, а в таком варианте Саргсяну ничто не помешает оставаться первым лицом государства будучи лидером Республиканской партии.,Выразителем этой точки зрения стал второй президент Армении Роберт Кочарян. В интервью одному из интернет-ресурсов – по слухам, его собственного, он заявил, что «стоящие перед страной вызовы вполне разрешимы в рамках действующей Конституции, функциональность которой никто не ставит под сомнение». «Проект реформированной Конституции содержит в себе существенные риски скатывания к де-факто однопартийной системе, а значит – к политической монополии и застою. Советская Конституция содержала много красивых слов, однако 6-я статья о руководящей и направляющей роли КПСС узаконивала политическую монополию коммунистов. Что в итоге стало с СССР – известно всем… Проект призван обеспечить доминирование в парламенте, а значит, и во власти, одной партии. В наших реалиях это будет партия, владеющая административными и финансовыми ресурсами… Патронажное правление на многие годы станет неизбежным злом, источником застоя и инструментом воспроизводства порочной системы… Я не желаю такого будущего моей стране, поэтому однозначно выступаю против этих реформ. Совершается большая ошибка, последствия которой крайне опасны для Армении», – сказал Кочарян.,В ответ пресс-секретарь правящей Республиканской партии Эдуард Шармазанов раскритиковал заявление второго президента, по сути, объяснив необходимость конституционной реформы желанием исправить те недостатки, которые в госуправлении были заложены еще в период президентства Кочаряна. Одновременно он высказал предположение, что второй президент может быть недоволен тем, что реформа срывает его вероятные планы возвращения во власть через прямые президентские выборы 2018 года. А команды у Кочаряна нет, и сформировать эффективную партию за оставшееся до выборов время практически невозможно. На критику Шармазанова не менее остро ответил глава офиса второго президента. Можно предположить, что обмен ударами продолжится, но на вопросе о проведении референдума, похоже, никак не отразится.,Оценивая нынешний расклад сил, глава оппозиционной парламентской фракции «Наследие» Заруи Постанджян в четверг призвала население Армении к неповиновению. «Итоги референдума будут подтасованы. Время до его проведения надо использовать для свержения власти. Трех дней акции всенародного неповиновения будет достаточно для свержения и Саргсяна, и Республиканской партии», – заявила она в парламенте, попутно сообщив, что «Наследие» начало консультации с партиями и отдельными политиками.,Другая версия причин затеянной властями конституционной реформы восходит к карабахской проблеме. Ее авторы предполагают, что, возможно, найден некий компромиссный вариант урегулирования конфликта, в числе прочего подразумевающий некие уступки армянской стороны, и было бы несправедливо, чтобы ответственность за них нес один человек, тогда как реализация конституционной реформы переведет вопрос в плоскость коллективной ответственности. С такой постановкой категорически не согласен директор Института Кавказа Александр Искандарян.,«Переговорный процесс находится не на том этапе и не в том состоянии, чтобы говорить о каких-то уступках. Нет компромиссного варианта, да еще и такого, чтобы потребовались сложные конституционные и институциональные перемены в Армении», – заявил «НГ» Искандарян. Политолог не согласился и с тем, что проведение реформы, существенно сокращающей полномочия президента, нецелесообразно для страны, находящейся в состоянии войны. «К ухудшению государственной управляемости реформа не приведет. Наоборот, по замыслу авторов реформы, она укрепит политическую систему Армении, а не ослабит. В реальности это сложный и долгий путь, и сама по себе конституционная реформа вряд ли резко изменит ситуацию с функциональностью политической системы», – считает Искандарян. Что же касается внешних угроз, то, по мнению политолога, реформа не отразится на управляемости армии ни в Армении, ни в Нагорном Карабахе. Он отметил, что армии подчинены политическому руководству, и воля к тому, чтобы содержать их в надлежащем состоянии, есть и останется при любом конституционном изменении.