Президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов подписали в среду в Кремле пакет документов, в числе которых – соглашение о взаимодействии при осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны. Главы двух государств также договорились о создании широкой антитеррористической коалиции. Эксперты считают, что визит Каримова имеет важное политическое значение для Кремля, который в последнее время уделяет повышенное внимание Центральной Азии.
Государственный визит Ислама Каримова в РФ начался в понедельник с неформальной встречи с Владимиром Путиным. Президенты России и Узбекистана обсудили международную повестку, двусторонние отношения и ситуацию в Центральной Азии. «У нас была возможность поговорить в неформальной обстановке, вдвоем посидеть, с глазу на глаз поговорить, как говорят дипломаты. И достаточно подробно в течение трех часов могли поговорить и поговорили и по двусторонним отношениям, по международной обстановке, обсудили ситуацию в регионе», – рассказал Путин во вторник в ходе расширенных переговоров с президентом Узбекистана.
Ислам Каримов, в свою очередь, отметил, что «удовлетворен беседой» с российским коллегой: «Считаю, что она, если не сегодня, то завтра даст обязательно свои результаты, тем более что эта беседа была откровенной. Мы фактически мало касались дипломатических вопросов, а больше говорили тет-а-тет, прямо. Я очень люблю такие беседы, тем более что не надо выдумывать какие-то обороты дипломатические, там, где иногда можно более коротко, но очень точно выразить свои мысли», – поделился впечатлениями Каримов. По его словам, у России и Узбекистана есть много общих тем. Особенно в сфере безопасности, в связи с чем глава Узбекистана высказал убеждение в том, что Россия должна участвовать в переговорах по Афганистану.
Главными темами второго дня переговоров стали двусторонние отношения и работа международных организаций, в частности ШОС, очередной саммит которой пройдет 23–24 июля в Узбекистане. Планируется, что на саммите в Ташкенте будет подписан меморандум о вступлении Индии и Пакистана в ШОС. Для Ислама Каримова, хозяина саммита, это будет исторический момент.
«Россия и Узбекистан связаны общими интересами во многих отношениях, но как наиболее актуальные направления следует отметить сотрудничество двух стран в сфере безопасности и в экономике. Основные направления сотрудничества отмечены в российско-узбекском Договоре о союзнических отношениях, заключенном в 2005 году. Узбекистан – крупнейшее по населению государство Средней Азии, в котором живет 31 млн человек. Как и его соседи, Таджикистан и Туркмения, имеет общую границу с Афганистаном. Военно-политическая ситуация в Афганистане остается стабильно тяжелой, с тенденцией к дальнейшему обострению. Помимо ставших уже «привычными» афганских проблем слабости центральной власти, активности антиправительственных сил, наркоиндустрии и спорной по итогам деятельности здесь западных стран с недавних пор в Афганистане стремится заявить о себе ИГ (экстремистская организация, запрещенная в России). Все это не может не беспокоить ни страны Средней Азии, ни Россию», – сказал «НГ» эксперт Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ Иван Ипполитов. По его словам, Узбекистан, как и Россия, сталкивается с угрозами усиления потенциала радикальных организаций, действующих внутри страны под исламскими лозунгами, в том числе при поддержке иностранных государств. «Можно с уверенностью предположить, что вопросы о взаимодействии в сфере безопасности занимают особое место в повестке нынешнего визита президента Каримова в Москву. Ведь сотрудничество России с Узбекистаном по линии безопасности, в сфере ВТС никогда не прекращалось, в том числе после выхода Узбекистана из ОДКБ в 2012 году. Россия остается крупнейшим экономическим партнером и инвестором Узбекистана», – считает эксперт.
Более того, как сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев, Россия приступает к выполнению обязательства по подписанному соглашению 2014 года, которое предполагает реализацию долгосрочной программы по модернизации и переоснащению вооруженных сил Узбекистана. «Недавняя ратификация этого соглашения российской стороной создает предпосылки для обеспечения ведущего положения России на этом емком рынке в условиях вполне реальной конкуренции ряда других стран», – считает Князев.
Эксперт московского Центра Карнеги Алексей Малашенко рассматривает визит Ислама Каримова в Москву как продолжение той самой многовекторной политики Узбекистана. «Последние годы узбекских чиновников подозревают в том, что они чрезмерно «заинтересовались» Западом. С этой точки зрения визит Каримова можно считать компенсационным», – сказал «НГ» Алексей Малашенко. Возможно, по словам эксперта, пропагандисты преподнесут итоги визита как некий успех Москвы на постсоветском пространстве, но на самом деле визит Каримова обычный и он вряд ли внесет заметные изменения в российско-узбекские отношения. При этом Малашенко обратил внимание на то, что российская сторона все-таки пытается добиться большего благорасположения Ташкента, в связи с чем действительно будет покупать узбекский газ, как обещал Миллер (глава «Газпрома» Алексей Миллер. – «НГ»). Газ этот России по большому счету не нужен, но и объемы закупок незначительные, «политические». «Россия сейчас пытается уделять больше внимания Центральной Азии, и Узбекистан выбран страной, на которой она решила сконцентрироваться. Это закономерно, так как позиции России в Центральной Азии слабеют, а Евразийский экономический союз – в общем пока на нуле. Большинство стран региона к тому же раздражены антитурецкой политикой России, а события в Украине просто насторожили всех», – заявил Малашенко. По его мнению, политика Путина на постсоветском пространстве в странах региона нравится меньше, чем прежде, а поэтому озабоченность Москвы своим положением в регионе объяснима.