Архитектурные решения нового аэровокзального комплекса Южно-Сахалинска отражают дух региона. Иллюстрация © Архитектурная студия Сергея Шведова
Представители правительства и областной Думы Сахалина на днях проверили ход строительства нового аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске. Новые воздушные ворота острова, которые планируется сдать уже в декабре, смогут обслуживать до 5 млн пассажиров и замкнуть на себя международные трансферные потоки, а в будущем превратятся в целый город-аэропорт. Строительством занимается компания «Восточные ворота страны» – совместное предприятие правительства Сахалинской области и компании «Красинвест», которая в прошлом году выиграла открытый конкурс на право достройки аэропорта.
Необходимость модернизации воздушной гавани назрела давно. Аэровокзал устарел морально и технически: он не отвечает ни правилам безопасности по сейсмичности, ни современным требованиям по комфорту и обслуживанию пассажиров. Поиском инвесторов регион занялся еще в 2017 году. Сотрудничество с «Сахалинской механизированной колонной № 68» успеха не принесло – завершить строительство она не смогла. В 2021 году область объявила конкурс на право достройки, который выиграл «Красинвест». Компания предложила самые выгодные для Сахалинской области условия, сводящие к минимуму ее бюджетные расходы. При этом сам инвестор пообещал вложить в капитал совместного с регионом предприятия 12,5 млрд руб.
В августе 2021 года «Восточные ворота страны» приступили к строительным работам. Сейчас на объекте трудятся 150 человек, в марте число работников увеличится до 260, а в пиковые периоды оно возрастет до 750. Срок сдачи в эксплуатацию – декабрь 2022 года. О переносе даже в условиях жестких санкций никто не говорит: если потребуется, оборудование и материалы будут заменять на аналоги российского или азиатского производства, не уступающие в качестве, пообещали в правительстве Сахалина.
«Красинвест» – опытный инвестор, который с 2016 года занимается развитием главного сибирского аэропорта в Красноярске, а также управляет малыми аэропортами Сибири, – отметил депутат Сахалинской областной Думы Александр Шарифулин. – Всего за несколько лет им удалось превратить аэропорт Красноярска в воздушную гавань мирового уровня. То есть положительный опыт есть, нас это обнадеживает. Команда «Красинвеста» в разное время занималась развитием аэропортов, которые входят в холдинг, созданный промышленником Олегом Дерипаской более 10 лет назад. Они успешно модернизировали международные аэропорты Кубани – Сочи, Краснодар и Анапу. Что важно, есть опыт управления и дальневосточными аэропортами, в частности, во Владивостоке, а значит, инвестор знаком со спецификой нашего макрорегиона. Появление такой опытной команды – хороший знак для островного региона. Это позволяет рассчитывать, что скоро Сахалин получит аэропорт международного уровня».
Концепцию аэровокзала и прилегающей площади разработала петербургская Архитектурная студия Сергея Шведова. В ее основу положена идея о Сахалине как восточном форпосте России. Кроме того, в проекте отражена уникальное географическое расположение Сахалина, его островная специфика. Как подчеркнули сахалинские общественники при обсуждении проекта в апреле 2021 года, аэропорт должен содержать «дух региона» и нести ключевые смыслы региональной идентичности.
Достижения этой цели проектировщики добиваются несколькими архитектурными решениями. На привокзальной площади появится «водная поверхность» – площадка из полированного бетона, на которой возведут «побережье» из несколько скал. Напротив нее расположат искусственный терассированный холм, символизирующий сахалинские ландшафты. Площадь выполнена в форме полукруга с круговыми и продольными галереями стального цвета – с высоты птичьего полета она напоминает побережье морского залива с кромкой прибоя. Образы островов воплощают идею единства разрозненных частей Сахалинской области, расположенной на 87 островах.
Планировочные решения, помимо эстетических, выполняют и практические задачи. Особенности концепции аэровокзала и привокзальной площади позволяют оптимально распределить транспортные и пешеходные потоки, а также обеспечить максимальную защиту пассажиров от ветра. Проектом предусмотрены пешеходные галереи «сухой пассажир», ведущие от парковки до входа в терминал.
Сам аэровокзал сохранится в нынешних габаритах, но внутри произойдет его перепланировка. В частности, количество паспортных кабин увеличится с 14 до 50, пунктов досмотра на входе – с 6 до 8, выходов на посадку – с 7 до 11. Кроме того, появится совмещенная технология предполетного досмотра. Реконструкция позволит увеличить пропускную способность в два раза – до 1600 пассажиров в час. Такого показателя хватит минимум до 2040 года.
Благодаря модернизации аэропорт сможет обслуживать до 5 млн пассажиров в год. Это станет существенным подспорьем экономике и инвестиционной привлекательности Сахалинской области. Регион заново откроется для туристов и замкнет на себя трансферные потоки международных перелетов.
При этом созданием нового аэровокзала дело не ограничится. У «Красинвеста» далеко идущие планы по превращению воздушной гавани в целый город – аэротрополис (или аэросити) – в духе современных урбанистических тенденций. В этой концепции аэропорт рассматривается как необходимая точка роста городских агломераций. Так развиваются, например, Гонконг, Мемфис, Сеул и другие города-аэропорты.
Инвестор изначально закладывает в проект перспективу гармоничного роста городской застройки и бизнеса, заключает будущий город в четкие градостроительные стандарты. Для оценки перспектив развития Южно-Сахалинского аэротрополиса изучен опыт десяти сопоставимых аэропортов, в том числе Тронхейма (Норвегия), Гетеборга (Швеция), Люксембурга, Роттердама (Голландия), Сиракуз (США, штат Нью-Йорк), Виктория (Канада). Эксперты проанализировали наличие и емкость гостиничного фонда, офисных центров, расположение MICE-инфраструктуры (деловой туризм), емкость парковок, площадь производственных зон и складов, транспортную доступность.
В итоге решено развивать будущий аэротрополис в трех направлениях. Одним из кластеров станет логистическая инфраструктура, в том числе cargo village («грузовая деревня» – транспортно-логистический центр) и железнодорожная ветка. Вторая зона – общественно-деловая: аэровокзал, парковки, гостиницы, офисно-деловой и ЭКСПО-центр. Наконец, третья – служебно-техническая зона аэропорта.
«Красинвест» уже провел сравнительную оценку привлекательности будущего аэротрополиса для различных бизнесов. Согласно выводам инвестора, наилучшие условия для себя могут найти отельеры, грузоперевозчики, производители light industrial (сегмент производственно-складских помещений малых размеров) и торгово-развлекательный сегмент. Кроме того, территория может заинтересовать дилерские автоцентры и сервисные центры грузовой техники.
Таким образом, строительство и ввод в эксплуатацию нового аэровокзала в Южно-Сахалинске станет лишь первым шагом в создании современной индустриальной территории в одном из самых перспективных регионов Дальнего Востока.