Фото сайта baikal24.ru
Выбор профессионального консультанта – залог успеха в проведении конкурса. Особенно если консультант искушен в закулисных интригах и прекрасно умеет обходить антимонопольное законодательство. Речь про многострадальный аэропорт Иркутска, который десятилетиями собираются построить, а получается как всегда скандал. Чем больше проходит времени, тем грязнее ситуация с привлечением инвестора.
Вроде уже и объявили конкурс компаний-консультантов для привлечения инвестора, признали победителем компанию «Алмаз», у которой нет ни опыта консультирования, ни репутации, и казалось, что хуже быть уже не может. Но вся история со строительством аэропорта не просто проблема, а настоящая рана на теле Иркутской области. И чем больше эту рану бередят вместо того, чтобы лечить, тем больше гноя неприятных, коррупционных подробностей вытекает из-под конкурсного струпа. После них становится понятно, кто допускает компании типа «Алмаза» и с какой целью. Тем более она уже объявила о снятии с конкурса, открыв дорогу еще более любопытному кандидату.
Второе место в таком называем «тендере» заняла московская компания Herbert Smith – мощная международная юридическая фирма с солидным именем и достаточно неплохой репутацией в деловых кругах. По данным источника «НГ» на рынке, эта контора в 2016 году предположительно была консультантом одного из крупных аэропортовых холдингов, проявлявшего интерес к иркутскому аэропорту. Позднее время экс-губернатор Сергей Левченко без конкурса назначил компанию «Новапорт» ответственным за строительство аэропорта. Тогда в ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба, и строительство так и не началось.
А теперь смотрим на недавний конкурс. Из пяти кандидатов с широким бэкграундом и репутацией выигрывает никому неизвестный «Алмаз», у которого нет ни то что опыта консультирования, а даже четкого понимания, чем они занимаются. Компания не набрала ни одного балла, по которым определялся победитель. Члены конкурсной комиссии и руководство области никак не объясняют победу мистической конторы, гендиректор компании Анатолий Хочетулин дает странные комментарии, мол, у компании есть опыт сопровождения проектов, но называть их я не буду, потому что, мол, в интернете много негативной информации. Но не будем ругать гендиректора «Алмаза». Зачем тратить время, если победитель конкурса добровольно снялся, а его место займет вторая команда в рейтинге – Herbert Smith. Такая практика встречается и, увы, достаточно распространена.
Не исключено, что конкурс готовился под конкретного консультанта, а то, что «Алмаз» долго не продержится, было видно если не сразу, то уж точно после слов губернатора иркутской области Игоря Кобзева. Напомним, спустя несколько дней после подведения итогов конкурса глава региона сказал, что аэропорту нужна компания с мировым именем. Не торопитесь обвинять Игоря Ивановича, возможно, он вообще не знает о закулисных интригах. То, что «Алмаз» не может консультировать строительство аэровокзала, было ясно с самого начала. Но не была ли в таком случае изначально задумана следующая комбинация: консультированием занимается команда с великолепной репутацией, про «Алмаз» все забывают… а «Новапорт» подминает под себя очередной аэропорт?
О чем еще можно с уверенностью сказать, так это о том, что подобная практика подготовки конкурса заранее пагубная и ни к чему хорошему не приводит. Конкурсы должны быть прозрачными, а руководство области должно выбирать идеальный вариант. Но это в идеальном мире. А в суровой восточносибирской реальности все происходит через пень-колоду. Возможно, кто-то скажет, мол, какая разница, «Новапорт» солидная компания, управляющая десятками аэропортов в стране, у нее очень могущественные и солидные руководители, и если она не сможет прекратить страдания иркутского аэропорта, то ни у кого это не получится. Эти доводы имели бы основания, если бы не примеры, где все заканчивается не строительством, а тяжбами. Например, ФАС не допустила «Новапорт» к строительству этого самого аэропорта в 2018 году. Хотя экс-губернатор Сергей Левченко без тендера отдал аэропорт приснопамятной компании Романа Троценко, заложил камень и… строительство не началось, Левченко оштрафован, а репутация его запятнана.
Еще пример, самый свежий – конкурс по аэропорту Благовещенск, где до сих пор идут разбирательства по поводу правомерности субъективных критериев конкурса, противоречащих закону о концессиях.
И вот еще один свежайший пример с другим дальневосточным воздушным портом. В конце декабря 2020 года был объявлен конкурс по аэропорту Южно-Сахалинска, где условия написаны таким образом, что в нем, похоже, может участвовать только один холдинг региональных аэропортов или аэропорты московского авиаузла, которые, очевидно не занимаются развитием региональных аэропортов. Правда, там конкурс, судя по всему, делался не под «Новапорт», а другую могущественную компанию, мечтающую консолидировать аэропортовый рынок страны – но, в сущности, это не имеет значения. Поскольку волна возмущения уже захлестнула остров, и в скором времени тендер ждут проверки, а строительство жизненно важного аэропорта затянется на несколько лет.
Администрации Иркутской области придется поломать голову, как выйти из этой непростой ситуации. Но очевидно одно: во избежание скандалов необходимо привлекать консорциумы с участием компаний так называемой Big-4, которые помимо наличия необходимых компетенций еще и дорожат своей репутацией и будут являться устойчивыми к воздействию недобросовестных участников рынка, не раз уже официально замешанных в скандалах. Такие компании, как KPMG, PWC, Ernst&Young в консорциуме с техническими консультантами способны провести неангажированный конкурс, не нарушающий конкуренцию и максимально учитывающий интересы Иркутской области.