Теплое место: городская администрация Рязани против ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ”

На фото Ново-Рязанская ТЭЦ. Фото сайта nrtec.ru

25 сентября заместитель главы администрации Рязани Владимир Бурмистров провел заседание рабочей группы по повышению надежности и эффективности работы теплоснабжающего комплекса. На нем Бурмистров заявил, что были выявлены признаки незаконного вывода из эксплуатации в 2015 году турбины с генератором №4 ТВС-30 на ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ”. Более того, по словам Бурмистрова, руководство ТЭЦ завысило тарифы на тепло для населения, и за счет этого вместо старой турбины, принадлежащей городу, построило новую турбину, объявив ее своей собственностью.

Кроме перечисленных претензий, Владимир Бурмистров заявил, что договоры аренды муниципальных энергообъектов, заключенные городом с ТЭЦ, и соглашения о долевой собственности являются экономически невыгодными и даже кабальными для города: ТЭЦ имеет значительную выручку и чистую прибыль, при этом в городской бюджет поступает слишком мало, по мнению Бурмистрова, средств по этим договорам и соглашениям.

Договорные отношения являются гражданско-правовыми вопросами, которые регулируются в суде. Если одну из сторон не устраивают условия договора, она может их оспорить. Однако незаконный вывод турбины из эксплуатации — более серьезное обвинение, вплоть до уголовного. Именно поэтому администрация города Рязань передала материалы в УФСБ России по Рязанской области, в прокуратуру Рязанской области, в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Рязанской области. Проверка длится уже второй месяц, но официальных обвинений к руководству ТЭЦ до сих пор предъявлено не было.

На самом деле, к любому из выдвинутых обвинений есть серьезные претензии, причем не только юридического, но и фактологического характера.

Странный вывод о незаконном выводе из эксплуатации

В случае с вопросом о выявленных признаках незаконного вывода из эксплуатации турбины проще всего обратиться к многочисленным документам. Дело в том, что подобные действия регулируются государством, а именно Министерством энергетики РФ.

Еще в 2014 году принималась Программа развития электроэнергетики Рязанской области на 2015-2019 года. Этим вопросом занималась администрация города Рязань, главное управление “Региональной энергетической комиссии” Рязанской области (РЭК), ОАО “Системный оператор Единой Энергетической Системы” и Минэнерго РФ. Одним из пунктов программы был как раз вывод из эксплуатации турбоагрегата №4 ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ”, соответствующий приказ подписало Минэнерго. Согласно приказу, с 1 октября 2015 года турбина должна была быть выведена из эксплуатации, вместо нее поставлена новая, другого назначения. Старая турбина не эксплуатировалась с 2009 года в связи со снижением потребления тепловой энергией в паре промышленными предприятиями Южного промузла — многие из них обанкротились и были закрыты. Поэтому ее демонтаж не привел к прекращению или ограничению снабжения паром потребителей. А новую турбину, противодавленческую, необходимо было поставить для увеличения производства тепла и горячей воды населению Рязани, что было предусмотрено приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 года №704 “Схема теплоснабжения городского округа города Рязани на период до 2030 года”.

Как мы видим, все действия были согласованы с различными комиссиями, в том числе с Минэнерго, которое и подписало приказ. Решение о выводе турбины из эксплуатации принималось государственными органами, каждый этап согласования задокументирован. Поэтому заявление Владимира Бурмистрова о незаконном выводе турбины создает интересную правовую коллизию. Фактически, вице-мэр Рязани подозревает в нарушении закона Минэнерго.

Завышенные тарифы

Вероятно, с этим и связана длительность и безрезультатность проверки. Прокуратура Рязанской области выявила только одно нарушение — якобы неправильно были рассчитаны тарифы, по которым ТЭЦ продает гигакалории городу. Но даже если нарушения имеют место быть, то к ТЭЦ здесь не может быть претензий, поскольку тарифы устанавливает не она, а РЭК.

Вообще, все подобные тарифы устанавливает государство, это регулируемая деятельность.

Более того, ТЭЦ продает гигакалории муниципальному предприятию тепловых сетей (РМПТС), которое затем и продает тепло жителям. И как раз МУП РМПТС, в отличие от ТЭЦ, может самостоятельно устанавливать тарифы. Характерны следующий цифры. Сейчас ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ” продает гигакалорию по 834 рубля. Для сравнения, в Москве теплоэлектростанции отдают тепло за 1167 руб. При этом за четыре года рост тарифа у ТЭЦ, по которому она продает тепло рязанским муниципальным теплосетям, составил всего 7,3% — с учетом инфляции рост, фактически, нулевой. В свою очередь, РМПТС продает жителям гигакалорию по цене уже 1892 рубля, то есть накрутка составляет почти 127%. Рост тарифов РМПТС за четыре года составил уже 17,4%. То есть если и должны быть какие-то вопросы к тарифам, то, видимо, их нужно задавать муниципальным теплосетям, а не “Ново-Рязанской ТЭЦ”.

Примечателен также тот факт, что РМПТС сейчас должно “Ново-Рязанской ТЭЦ” порядка 300 млн руб., из-за чего ТЭЦ недавно предупредило городские теплосети о возможности ввода ограничений на поставку тепла, хотя до санкций дело пока не дошло.

Внезапные претензии по арендной плате

Еще одной претензией со стороны Владимира Бурмистрова были невыгодные и даже кабальные по его мнению условия арендных договоров между ТЭЦ и городом. Однако, ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ” арендует у города недвижимое и движимое муниципальное имущество с 1991 года — в частности, оборудование, необходимое для работы ТЭЦ. В 1992 году арендованное государственное имущество было передано в казну, а позднее права арендодателя перешли из федерального на муниципальный уровень. Наконец, в 2012 году город безвозмездно получил право собственности на госимущество, которое использовала ТЭЦ.

Методика расчета арендной платы за использование госимущества была установлена в договорах аренды с Роскомимуществом РФ в 2005 году. Этой методикой предусмотрена ежегодная индексация. При этом, согласно договору аренды, размер платежей зависит от ежегодной рыночной оценки имущества. Такой отчет ТЭЦ ежегодно отправляет арендодателю. И на протяжении всех этих лет ни разу ни у кого не возникало претензий к договору аренды между ТЭЦ и городом, никаких требований по пересмотру условий договора не поступало.

Более того, даже после заявления Бурмистрова, с момента которого прошло уже больше двух месяцев, городская администрация не предприняла ни одного юридически значимого действия для расторжения этих “кабальных” арендных договоров. Любое такое действие повлечет за собой длительную судебную тяжбу, итог которой сложно сейчас спрогнозировать, особенно с точки зрения дальнейшей стабильной работы ТЭЦ. Ведь в ее работе используется как муниципальное, так и частное имущество, это единый производственный процесс. Как это имущество разделить, кто будет эксплуатировать ТЭЦ в случае судебной тяжбы — вопрос интересный.

Сейчас все претензии со стороны администрации к ООО “Ново-Рязанская ТЭЦ” вызывают вопросы. Турбина выводилась из эксплуатации согласно приказу Минэнерго, утвержденной Программе развития электроэнергетики Рязанской области на 2015-2019 года, а новая турбина устанавливалась в том числе согласно “Схеме теплоснабжения городского округа Рязани на период до 2030 года”. А к договорным отношениям между ТЭЦ и городом за 30 лет их существования ни разу до этого момента не было никаких претензий и требований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *