Третий путь или звездный час Саркисяна

армения, пашинян, саркисян, политика, власть, общество, кризис власти

Фото с официального сайта президента Армении / president.am

Нынешний политический кризис в Армении стал одним из наиболее серьезных стресс-тестов для небольшой закавказской республики. Формальным поводом стал конфликт между премьер-министром Николом Пашиняном и группой генералов во главе с начальником Генштаба Оником Гаспаряном. Военные потребовали отставки премьера, который, по их мнению, не способен эффективно защищать национальные интересы страны. Ранее Пашинян по непонятной для многих до сегодняшнего дня причине отправил в отставку заместителя начальника Генштаба Тирана Хачатряна. В армянской прессе этот шаг связывают с тем, что Хачатрян в комментарии одному из СМИ со скепсисом воспринял вопрос об оценке заявления Пашиняна о том, что российские комплексы «Искандер» сработали лишь на 10%. Найти истину в таком хаосе крайне проблематично, но очевидно, что политический кризис в стране является прямым следствием недавней войны в Карабахе. Официальные власти пытаются обелить себя, обвиняя то военных, то плохое российское оружие, то ссылаясь на безразличие международного сообщества и т.д.

Военные — крайне консервативный класс — очевидно не захотели мириться с тем, что политическое руководство пытается сделать из них козла отпущения. Заявление главы Генштаба возымело нужный эффект. Никол Пашинян впервые почувствовал реальную угрозу, ведь генералы традиционно пользуются большим уважением и авторитетом в армянском обществе. Поэтому он в срочном порядке издал указ об увольнении Гаспаряна, который вступил бы в силу только после подписи президента Армена Саркисяна. Напомним, что в 2015 году в Армении прошел референдум о новой Конституции, которая установила переход от президентской формы правления к парламентской. Таким образом, лидер того периода Серж Саргсян хотел пролонгировать свое нахождение у власти в статусе премьер-министра с суперполномочиями. Однако весной 2018 года в итоге так называемой бархатной революции Саргсян подал в отставку, и в результате давления уличных масс парламент избрал Никола Пашиняна новым главой государства.

Бывший премьер-министр и дипломат Армен Саркисян был назначен на должность президента незадолго до «революционных» событий. Его согласие занять этот пост исходило из договоренностей с Сержем Саргсяном о необходимости проведения системных реформ. В частности, Саркисян должен был получить достаточные конституционные полномочия с целью установления более тесных отношений с внешним миром, привлечения в страну стратегических инвестиций и формирования новой модели взаимодействия с армянскими диаспоральными организациями. В итоге «бархатного движения» данная повестка оказалась заморожена, президент Саркисян остался номинальным главой государства без каких-либо механизмов сдерживания, а Николу Пашиняну настолько понравилась написанная под Сержа Саргсяна Конституция, что он предпочел позабыть об обещании создать систему сдержек и противовесов.

Конституционный инструментарий, дающий возможность сегодняшнему армянскому премьеру убирать несогласных с ним чиновников и военных был сформирован шесть лет назад. Будучи опытным политиком, президент Армен Саркисян понимал важность баланса между ветвями власти и последовательно говорил о необходимости внесения существенных изменений в Конституцию. Это вызывало недовольство у действующей власти, которая видела в лице Саркисяна потенциального конкурента. По этой же причине он находился в эпицентре критики со стороны внесистемной оппозиции, которой управляют представители бывшего руководства. В текущем кризисе Саркисян оказался в центре внимания. Пашинян по сути в ультимативной форме потребовал от него подписать явно политически мотивированный указ, угрожая импичментом. Оппозиционные силы настаивали на том, чтобы направить документ в Конституционный суд, где остались верные им судьи. Именно в подобной атмосфере давления с разных сторон, собиравших на митинги сторонников, Саркисяну пришлось разрабатывать стратегию своих действий.

После консультации с юристами и экспертами он вынес вердикт о том, что указ противоречит Конституции и вернул его в офис премьер-министра. Пашинян в свойственной ему манере начал клеить ярлыки, утверждая, что президент не имел полномочий поступать таким образом. Не внося каких-либо изменений, он повторно направил документ в президентскую администрацию. Саркисян придерживался изначального решения не подписывать указ об увольнении Гаспаряна с должности начальника Генштаба и оставил за собой право обратиться в Конституционный суд относительно определения соответствия Конституции основополагающих актов, касающихся военной службы. Другими словами, Саркисян при минимуме своих полномочий создал ситуацию, в которой решение подписывать или не подписывать этот по сути антиконституционный акт целиком и полностью теперь будет принимать только Никол Пашинян. Фактически премьер-министру нужно решить, что важнее – законы и Конституция или личный политический интерес. Именно такую дилемму создал для него президент Саркисян, обладающий крайне скромными возможностями.

В войне нынешних и прошлых властей Саркисян избрал нейтралитет и представил третий путь развития, описанный в недавно опубликованной программной статье «На пути к Четвертой Республике». Пока работа кажется сыроватой и слишком общей. Основной тезис заключается в том, что политический кризис в Армении является следствием всеобщей деградации Третьей Республики, которая функционировала на основе феодальной системы общественных отношений. Саркисян объявляет ее политическим банкротом и говорит о необходимости построения нового содержательного государства вокруг идеи доминирования прав, законов и балансирующих друг друга институтов власти. Он также предлагает всем заинтересованным силам принять участие в разработке дорожных карт политической, экономической, научно-образовательной, социальной и технологической модернизации страны.

Несмотря на то, что пока Саркисян не дает конкретных рецептов, ориентиры он задал верные. Современная Армения с двухмиллионным населением, окруженная с западной и восточной стороны Турцией и Азербайджаном соответственно и лишенная общей границы с Россией (гарантом ее безопасности), не сможет выжить без модернизации и пересмотра жизни в привычной системе координат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *