Тридцать лет деградации украинских ВВС

реалии, украина, ввс, обзор, ретроспектива, россия

Согласно сводкам Минобороны РФ, 400-м по счету украинским самолетом, уничтоженным в ходе спецоперации, оказался истребитель типа Су-27. Фото Владимира Карнозова

От Военно-воздушных сил и Войск ПВО СССР Вооруженные силы Украины получили гигантскую воздушную мощь: 4 воздушные армии, 10 авиадивизий, 49 авиаполков, 2,8 тыс. самолетов и вертолетов, 8 зенитно-ракетных бригад, 10 зенитно-ракетных полков. Причем в этих частях, соединениях и объединениях была очень высока доля самой современной на тот момент авиационной техники.

Кроме того, Украине досталась примерно половина авиации Черноморского флота, частично – сразу после распада СССР, частично – в 1997 году, после окончательного раздела ЧФ между Россией и Украиной («Угнать, захватить, списать или продать. Краткий курс истории украинского флота», «НВО», 03.03.23).

В ПЯТЕРКЕ СИЛЬНЕЙШИХ В МИРЕ

На Украине оказалась даже основная часть стратегической (Дальней) авиации ВВС СССР – 19 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 23 Ту-95МС (а также шесть противолодочных самолетов Ту-142, созданных на базе Ту-95), 56 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3, 72 Ту-22 ранних модификаций, 67 Ту-16, 21 заправщик Ил-78. Причем Ту-160 и Ил-78 Украина получила, по сути, все имевшиеся в Советском Союзе.

Также Киев получил весьма значительную, и при этом лучшую часть других родов ВВС и ПВО. Авиация ПВО, впрочем, была представлена самолетами уже достаточно устаревшими – 70 Су-15ТМ, 81 МиГ-25П, 117 МиГ-23МЛД.

С фронтовой авиацией было гораздо лучше. Так, число фронтовых бомбардировщиков Су-24 достигало 209 единиц, также имелось 35 разведчиков Су-24МР. Их дополняли 84 весьма современных на тот момент штурмовика Су-25 и как минимум 59 более старых Су-17.

Не менее мощным оказался потенциал истребительной авиации, которая получила более 300 машин 4-го поколения. Общее количество Су-27 составило 72 единицы (еще два прототипа палубных Су-27 не были приняты на вооружение и позже проданы в Китай), общее количество МиГ-29 – 247 единиц.

Их дополняли более старые машины – не менее 55 МиГ-23МЛД/УБ, 16 МиГ-25Р (в роли разведчиков), 30 Як-28ПП (в роли самолетов радиоэлектронной борьбы (РЭБ)), 351 МиГ-21 (в роли учебных самолетов). Кроме того, в ремонте и на хранении находились 49 бомбардировщиков МиГ-27.

Таким образом, общее число боевых самолетов превышало 1,7 тыс. единиц. Что делало украинские Военно-воздушные силы как минимум четвертыми в мире по своему потенциалу после ВВС США, Китая и РФ. Причем ВВС РФ в тот момент находились в состоянии развала, а китайские ВВС были оснащены крайне устаревшими машинами, имевшими крайне низкие тактико-технические характеристики. То есть, по сути, Киев имел основания считать себя обладателем вторых по мощи ВВС в мире после американских.

Также Украина получила в наследство от СССР очень значительное количество специальных и вспомогательных машин. Кроме упомянутых выше заправщиков Ил-78, созданных на базе военно-транспортного самолета Ил-76, ей перешло до полутора сотен собственно Ил-76.

Также в составе транспортной авиации имелось не менее сотни различных самолетов Ан. При этом именно Украине достались ОКБ имени Антонова, где эти самолеты создавались, и авиазавод в Киеве, где они производились. Количество учебных самолетов L-39 превысило 500 единиц. Из состава морской авиации Украина получила до 20 противолодочных самолетов-амфибий Бе-12.

Наконец, Украине досталось множество вертолетов армейской и морской авиации. В первую очередь речь идет о 274 боевых вертолетах Ми-24 (в том числе немногим более 60 специальных машин Ми-24РХР/К и устаревших Ми-24А/Д) и 25 тяжелых транспортных Ми-26. Также имелось до 20 устаревших тяжелых вертолетов Ми-6, свыше 200 многоцелевых Ми-8 и не менее 46 морских вертолетов (четыре Ка-29, 16 Ка-27, 26 Ми-14П), не считая трех десятков крайне устаревших Ка-25.

Исключительно высоким потенциалом обладала наземная противовоздушная оборона. От Войск ПВО СССР и ПВО Сухопутных войск Украине достались 43 дивизиона зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300ПТ/ПС и 6 дивизионов С-300В, 35 дивизионов ЗРС С-200, 23 дивизиона зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Бук», 29 дивизионов ЗРК С-125, 37 дивизионов ЗРК С-75, 27 дивизионов ЗРК «Круг», 4 дивизиона ЗРК «Куб», несколько тысяч ЗРК малой дальности, переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК), зенитных самоходных установок (ЗСУ) и зенитных орудий.

По-видимому, по мощи наземной ПВО Украина в начале 1990-х уступала лишь России, а по плотности ПВО на единицу территории уверенно занимала первое место в мире («Насколько страшна украинская ПВО», «НВО», 11.02.22).

Кроме вышеупомянутых ОКБ имени Антонова и Киевского авиазавода на Украине остался еще ряд предприятий ВПК, производящих авиационные ракеты, двигатели и различное оборудование. Впрочем, не было предприятий, производящих боевые самолеты и вертолеты.

БЕСПОЛЕЗНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Эксплуатировать стратегическую авиацию у Украины не было ни денег, ни реальных возможностей. К тому же сильнейшее давление с требованием отказа от нее на Киев оказывали одновременно Вашингтон и Москва.

В итоге в 1996–2006 годах вся стратегическая авиация на Украине была ликвидирована. Восемь Ту-160, три Ту-95МС и 581 стратегическая крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) Х-55 были переданы России в счет оплаты долгов за газ. Остальные 487 Х-55 и все оставшиеся Ту-160/95МС/142/22/16 (всех модификаций) были утилизированы – кроме нескольких машин, переданных в музеи.

В связи с ликвидацией стратегической авиации Украине оказались не нужны и заправщики. К настоящему времени у нее остались лишь два или три Ил-78 на хранении, остальные распроданы или утрачены.

Ликвидировать фронтовую авиацию никто от Украины не требовал, она занялась этим по собственной инициативе. Впрочем, избавление от самолетов старых типов (Су-15/17/22, МиГ-23/25/27) носило вполне объективный характер. Примерно 80 машин этих типов были поставлены на экспорт, почти все остальные на данный момент утилизированы.

«Заодно» на утилизацию отправилась значительная часть Су-24 (точное количество утилизированных машин этого типа неизвестно до сих пор), за рубеж был продан всего один Су-24 (в Эстонию как музейный экспонат).

Кроме того, Украина избавилась от очевидно не нужных ей четырех палубных учебно-боевых самолетов Су-25УТГ (два были проданы в Россию, по одному – в США и Китай). Из состава наземной ПВО на хранение или утилизацию отправлялись старые ЗРК (С-75М, С-125М, «Круг», «Куб»).

В ходе этих процессов ВВС и ПВО Украины переживали постоянные реорганизации, выражавшиеся в первую очередь в сокращении и слиянии частей и соединений. У страны не было средств на содержание значительных по размерам ВВС – и, главное, не было понимания, зачем они вообще ей нужны. Самолеты и вертолеты новых типов не утилизировались, но в больших количествах отправлялись на хранение (где практически не обслуживались) либо продавались за рубеж. Оставшиеся боеспособными машины в воздух поднимались крайне редко, годовой налет в 1990–2000-е годы составлял всего несколько часов на одного летчика.

ВСЕ НА ПРОДАЖУ

Украинская авиационная техника экспортировалась во множество стран, среди которых преобладали африканские. Штурмовиков Су-25 из наличия ВВС Украины (кроме вышеупомянутых четырех Су-25УТГ) было продано 22. Истребителей Су-27 ушло за рубеж восемь (в том числе два Су-27УБ было продано в США, а один не был возвращен с ремонта в Белоруссии), МиГ-29 – 26 (в том числе также три МиГ-29УБ в США). Беспрецедентными оказались масштабы экспорта вертолетов Ми-24 – 138 единиц (половина от первоначально имевшихся). Также было продано свыше 200 L-39. Транспортные самолеты в массовом порядке переводились в гражданские – а затем, как правило, тоже продавались за рубеж либо утилизировались. В частности, из полутора сотен Ил-76 в летном состоянии к 2022 году осталось не более 14 (7–8 в ВВС и 5–6 в гражданских авиакомпаниях), еще немногим более 50 – на хранении.

Из наземной ПВО были выведены не только ЗРК старых типов, но также часть С-300ПТ и вполне современные С-300В и ЗРК «Тор», поскольку их не было возможности обслуживать.

ОКБ Антонова занималось разработкой нескольких типов транспортных и пассажирских самолетов, наиболее известным из которых был средний транспортный турбовинтовой Ан-70 (создавался совместно с Россией). Однако первые два экземпляра Ан-70 разбились в ходе испытательных полетов. Третий экземпляр был выпущен уже после разрыва между Москвой и Киевом. Этот самолет до сих пор является единственной новой машиной, полученной украинскими ВВС за все годы независимости страны.

Кроме того, были разработаны программы модернизации Су-25 по варианту М1 и МиГ-29 по вариантам МУ1 и МУ2, но ее прошло незначительное количество машин.

НАЧАЛО ПОТРЯСЕНИЙ

В итоге к началу гражданской войны ВВС Украины подошли в состоянии практически полного развала. Менее чем за четверть века они утратили большую часть своего некогда огромного потенциала.

Вместе с Крымом в марте 2014 года под контролем России оказались 116 самолетов и вертолетов (лишь 8 успели перелететь на Украину), а также 5 дивизионов ЗРС С-300ПС и 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1».

В апреле-мае Россия вернула Украине большую часть авиационной техники, причем, как правило, путем вывоза наземным транспортом (поскольку самолеты и вертолеты находились в нелетном состоянии). Это были 52 МиГ-29, 3 Су-25, по одному L-39 и Бе-12, 4 Ка-29, 7 Ка-27, 1 Ми-14, 11 Ми-8 нескольких модификаций.

С началом гражданской войны на Украине Россия прекратила передачу техники. В Крыму остались девять МиГ-29, три L-39, один Ан-72, два Бе-12 (и еще два, предназначенных для утилизации), а также несколько Ми-8. Конфискованы и переданы в МВД Крыма были лишь пять Ми-8, остальные машины до сих пор хранятся на аэродроме Бельбек, не имея обслуживания и приходя в окончательную негодность. Также остались в Крыму все украинские ЗРС и ЗРК.

В ходе боевых действий в Донбассе были потеряны от огня наземной ПВО шесть Су-25 (в том числе пять Су-25М1), два МиГ-29, один Ил-76, один Ан-26, один Ан-30, пять Ми-24П/ВП, пять Ми-8. Хотя катастрофическими эти потери вряд ли можно назвать, к концу августа 2014 года полеты украинской авиации на боевое применение фактически прекратились, что очень способствовало разгрому наземной группировки.

В ходе боев за Дебальцево в январе-феврале 2015 года украинская авиация не применялась вообще, что также способствовало второму разгрому украинских сухопутных войск.

За период после начала войны на Украине были «реанимированы» несколько десятков боевых самолетов и вертолетов, находившихся на хранении (при этом часть Су-25 и МиГ-29 прошла модернизацию). Были возвращены в строй один или два дивизиона ЗРС С-300В, все 24 ЗРК «Тор», часть ЗРК С-125М. Благодаря этому, несмотря на потери, в строю ВВС и армейской авиации Украины стало больше самолетов и вертолетов, чем было в марте 2014 года. Всего на вооружении и хранении осталось примерно 350 боевых самолетов (то есть менее четверти от первоначального количества) и немногим более 100 вертолетов, до 40 дивизионов ЗРС и ЗРК большой и средней дальности.

По официальным украинским данным, на начало 2022 года боевых самолетов оставалось 488 единиц. Но, видимо, в это число включены машины старых типов, находящиеся на хранении в полностью нелетном состоянии.

Вся эта техника, как было сказано выше, советского производства, никаких ее аналогов на Украине в настоящее время не производится. В 2014 году Киев отказался от бесплатных истребителей-бомбардировщиков F/А-18А/В из наличия ВВС Канады из-за невозможности их обслуживания и отсутствия подготовленных летчиков. В 2019 году в авиацию Национальной гвардии начали поступать французские многоцелевые вертолеты Н225 (AS332), однако они не являются ни новыми, ни боевыми.

В таком состоянии украинские ВВС и ПВО подошли к событиям 2022 года. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *