Официальный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Анкару 6 июня станет новым этапом в развитии двусторонних отношений между Узбекистаном и Турцией. На переговорах с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом планируется обсудить вопросы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Главы двух государств примут участие в третьем заседании Совета стратегического сотрудничества, особое внимание будет уделено сферам зеленой энергетики, промышленной кооперации, сельского хозяйства, туризма и транспортной взаимосвязанности.
Турция, уже закрепившаяся в тройке лидеров по количеству совместных предприятий в Узбекистане (после России и Китая, хотя и с очень сильным отставанием от них), стремится усилить свое присутствие на узбекском рынке. Несмотря на то что Анкаре еще предстоит преодолеть некоторые препятствия, связанные с отсутствием развитой инфраструктуры, успехи в развитии двусторонних отношений несомненны. Объем двусторонней торговли между странами превысил отметку в 3 млрд долл. В среднесрочной перспективе планируется достичь 5 млрд, а в долгосрочной – 10 млрд долл. Объем турецких инвестиций в узбекскую экономику за последние шесть лет составил 3,5 млрд долл. О достижении этих целей говорилось на встречах Шавката Мирзиёева с вице-президентом Турции Джевдетом Йылмазом и председателем Великого национального собрания Турции (ВНСТ) Нуманом Куртулмушем, состоявшихся в Ташкенте в начале и конце мая 2024 года.
Третье заседание Совета стратегического сотрудничества высокого уровня Турция–Узбекистан под председательством глав Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и Узбекистана – Шавката Мирзиёева станет платформой для дальнейшего обсуждения перспектив развития двусторонних отношений и поиска новых путей для укрепления стратегического партнерства. Напомним, Совет стратегического сотрудничества был создан в 2018 году, его сопредседателями стали главы двух государств. Первое его заседание состоялось в Анкаре в феврале 2020 года, а второе – в Ташкенте в марте 2022 года. В ходе нынешнего заседания ожидается, что приоритетом станет формирование нового портфеля проектов кооперации и программы культурно-гуманитарного обмена.
Анкаре сложно конкурировать с Москвой и Пекином, в частности, из-за отсутствия развитой инфраструктуры. Поэтому на переговорах традиционно будет обсуждаться вопрос расширения транспортных связей и создания мультимодального международного транзита через Узбекистан и Турцию в Европу.
Турция с 2013 года активно продвигает инфраструктурный проект Транскаспийского международного транспортного маршрута, или, как его еще называют, Срединного коридора, пролегающего через территории Турции, Кавказа, Центральной Азии и Китая, а также Каспийское море. Считается, что этот маршрут соединит все страны тюркского мира. Благодаря этому коридору Турция обеспечит себе прямой вход в Центральную Азию, что позволит увеличить экспорт товаров промышленного производства, а также импорт сырья. Вместе с этим Узбекистан и Турция активно сотрудничают в продвижении мультимодального транспортного коридора Азиатско-Тихоокеанский регион – Китай – Киргизия – Узбекистан – Туркмения – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа, что позволит странам региона значительно повысить торговый потенциал на взаимовыгодной основе. Более того, это будет способствовать достижению задачи по доведению объемов транзитных перевозок грузов через территорию Узбекистана с 23 млн т в 2023 году до 30 млн т в 2030 году.
«Турция не располагает такими инвестиционными возможностями, как Россия и особенно Китай. В целом в экономической сфере турецкое присутствие в Узбекистане имеет скорее дополняющий характер, особенно с учетом того, что, например, турецкий бизнес в Узбекистане работает в основном в сегменте малого и среднего предпринимательства. Что тем не менее важно для Узбекистана с его растущей экономикой и высокой потребностью в создании рабочих мест. Пределы сотрудничества, в свою очередь, во многом определены и характером экономики самого Узбекистана, до недавнего времени жившего в рамках импортозамещающей экономической модели и сохранившего значительный собственный производственный потенциал», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев. Эксперт отметил, что сейчас экономика Узбекистана сориентирована на максимальный рост экспорта, причем не только сырьевого, но и товаров с добавленной стоимостью. Это может вступать в противоречие с турецкой активностью, создавать высокую конкурентность, особенно в случае вступления Узбекистана в ВТО, анонсируемого на ближайшие годы (см. «НГ» от 03.06.24).
«Турецкой активности незаметно в такой сфере, как энергетика, где Турции нечего предложить Узбекистану. Свои ограничители, причем мало зависящие как от Ташкента, так и от Анкары, имеет и Срединный коридор, проект которого помимо Турции активно продвигается и странами ЕС. Но, по оценкам Всемирного банка, этот коридор не выполняет функцию континентального, а в основном работает на внутрирегиональные торговые связи. Для Узбекистана это просто один из множества вариантов выхода на внешние рынки, тем более что в Ташкенте склонны к большей прагматизации своей внешнеэкономической деятельности, нежели к ее какой-либо политизации или идеологизации наподобие тюркского мира. И даже присоединившись в свое время к однозначно протурецкому проекту – Организации тюркских государств, находит в этом выгоду прежде всего для собственного экономического развития. Внешняя политика Ташкента очень сбалансированна, и развитие отношений с Анкарой – это важный, но лишь сегмент всех внешних связей Узбекистана», – подчеркнул Князев.