В Киеве детективы Бюро экономической безопасности Украины раскрыли очередную сеть незаконных игорных заведений. По мнению некоторых экспертов, развитию нелегального игорного бизнеса также поспособствовало усиление налогового давления.
В ходе проведенных обысков детективы изъяли специализированное оборудование, наличные деньги и черную бухгалтерию. В частности, более 140 единиц компьютерной техники и сотни других устройств вроде принтеров для выдачи чеков. Выявленные подпольные столичные казино работали без лицензий и разрешений, избегали уплаты налогов и нарушали комендантский час. В связи с чем начато досудебное расследование в рамках уголовного производства. Всего в течение декабря межведомственная следственная группа провела в Киеве 33 обыска в помещениях, где действовали незаконные игорные заведения. В результате было изъято имущества на сумму свыше 10 млн грн (1 грн – 0,026 долл.).
Это сообщение примечательно также тем, что появилось на следующий день после того, как киевские СМИ сообщили о деталях нового ужесточенного плана по мобилизации. В соответствии с ним не только предполагалось отменить отсрочку по призыву ряда категорий госслужащих и в том числе представителей БЭБ, но также планировалось ограничить осуществление различных финансовых операций и денежных перечислений для потенциальных уклонистов. Что теоретически могло бы сказаться и на их способности участвовать в деятельности игорных заведений. Хотя в тех же казино вряд ли массово играют рядовые призывники, скорее этим активно занимаются представители состоятельной местной публики, что также заполняет сегодня украинские рестораны, дискотеки, отели.
Причем пока, похоже, боевые действия, продолжающиеся с начала специальной военной операции РФ в феврале 2022 года, не слишком повлияли на работу игорных заведений. В этом убеждали и прежние аналогичные сообщения от БЭБ. Так, например, в конце августа в Бюро экономической безопасности информировали, что раскрыли подпольную сеть из 13 игровых заведений, которые работали круглосуточно в залах, обустроенных на первых этажах жилых домов и отдельных помещениях на рынках. Всего было обнаружено и изъято более 400 единиц компьютерной техники и товарно-материальных ценностей общей стоимостью около 2 млн грн. А в июле представители БЭБ нейтрализовали деятельность шести незаконных игорных заведений в Киевской области (в Белой Церкви, Броварах, Ирпене и Обухове). Всего там изъяли 90 комплектов компьютерной техники, а кроме того, термопринтеры, видеокамеры и средства для проверки купюр.
На таком фоне некоторые эксперты стали утверждать, что украинский госбюджет теряет миллиарды гривен вследствие чрезмерного налогового давления на отрасль. В частности, украинский экономист Борис Кушнирук заявил журналистам в середине октября, что из-за чрезмерной налоговой нагрузки для простых игроков более выгодно иметь дело с нелегальными игорными заведениями, где с них не удерживают никаких налогов.
Однако еще один парадокс заключался в том, что и ранее, после легализации игорного бизнеса в июле 2020 года, ощутимых поступлений от него в украинскую казну не наблюдалось. И уже в октябре 2022 года украинский экономический обозреватель Сергей Следзь констатировал: если в госбюджете в 2021 году были запланированы поступления от игорного бизнеса в размере 7,5 млрд грн, то на следующий год предусматривалось уже 763 млн грн, то есть в 10 раз меньше. И здесь проблема не в завышенных первоначальных оценках, а в том, что «сама организация рынка хромает, причем сразу на обе ноги». В итоге те, кто приобрел лицензии, чувствуют себя крайне неуютно в окружении большого количества «серых» и «черных» операторов игорного рынка, подчеркнул Следзь.
Любопытно, что тогда же, в октябре 2022 года, налоговый комитет ВР поддержал законопроект № 8079, которым предлагалось отменить предоставленные ранее льготы организаторам азартных игр, лотерей и пари в рамках упрощенной системы налогообложения. В январе 2023 года Верховная рада приняла упомянутый проект во втором чтении. Как отмечалось в пояснительной записке, с 1 января по 31 августа 2022 года субъекты игорного бизнеса всего уплатили 174 млн грн налога на прибыль предприятий, 0,3 млн грн налога на добавленную стоимость и 0,1 млн грн земельного налога. Но после перехода на «упрощенку» они выплатили лишь 13,4 млн грн единого взноса, активно продолжая осуществлять свою деятельность.
А в феврале текущего года первый заместитель руководителя финкомитета ВР Ярослав Железняк рассказал, что почти весь игорный бизнес действует в тени, используя помощь восьми частных и одного государственного банка. Особенно его поразило участие в схеме госбанка (по предположению журналистов, речь шла об Укргазбанке), через который проходило до 250–300 млн грн в сутки. Причем «фишка» одной из задействованных схем заключалась в том, что поступившие от игроков средства по договоренности с банками аккумулировались на специальных счетах, с которых далее работникам различных структур выплачивались зарплаты в конверте, то есть тоже без уплаты налогов. «Краткий итог, крутится объем где-то более 120 млрд грн, где несколько раз выиграют все, кроме государства… Просто напомню, что все это происходит во время военного конфликта», – резюмировал депутат.
Правда, в ноябре текущего года он же сообщил в своем Telegram-канале, что Налоговая служба доначислила объем налогов и сборов, скрытых игорным бизнесом от государства, на сумму более чем 51,2 млрд грн. «Столько, считает налоговая, игорный бизнес должен государству по налогам», – уточнил депутат и указал, что рынок будет защищаться.
После чего уже не удивило появившееся также в ноябре 2023 года сообщение о зарегистрированном в Верховной раде законопроекте № 10101 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию законодательства в сфере организации и проведения азартных игр и государственных лотерей», авторами которого стали глава профильного парламентского комитета Даниил Гетманцев и все тот же депутат Ярослав Железняк. Данным законопроектом предусматривалось проведение конкурса по выдаче государственным лотереям лицензий на ставки и казино стоимостью до 19,8 млн грн в год. Тогда как за годовую лицензию на букмекерскую деятельность следовало уплатить 120 млн грн, еще 30 млн грн – за онлайн-казино и 40 млн – за каждые пять залов игровых автоматов. Таким образом, в случае принятия внесенного проекта аналогичный перечень разрешений обойдется лотереям в 10 раз дешевле, прикинули журналисты. Как они напомнили, ранее сам Гетманцев рассказывал в интервью, что свою деятельносить юриста начинал в одной из двух национальных лотерей «М.С.Л». А позже стал одним из акционеров компании с долей в 53%. Но после избрания в ВР депутат продал 3% партнеру, а оставшиеся 50% передал родственнику.
Так или иначе, подобное активное сращивание представителей различных госструктур с игорным бизнесом, которые сами же и критикуют, тоже выглядит парадоксальным.
Впрочем, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко не видит в сложившейся ситуации с игорным бизнесом в украинском государстве ничего поразительного. «Проблема заключается не в его легализации, а в отсутствии должного общего контроля. Если никто из украинских экономических игроков не платит налоги и все считают это правильным, то почему игорный бизнес должен их платить?» – заметил «НГ» Ищенко. Как он подчеркнул, также нет ничего удивительного и в том, что в Киеве, где работают все рестораны и прочие подобные заведения, также действуют и казино, несмотря на конфликт.