Украинский бизнес вернули к "мирным" налогам в условиях военного времени

украина, вооруженный конфликт, налогообложение, топливо, цены

Премьер-министр Денис Шмыгаль сообщил, что правительство Украины решило вернуть налоговую систему на доконфликтный уровень.
Фото Reuters

В Киеве решили вернуть довоенную систему налогообложения, несмотря на продолжающийся вооруженный конфликт с РФ. На практике такое решение подразумевало, в частности, отказ от прежней системы упрощенного налогообложения для бизнеса при фактическом повышении налога с оборота с 2 до 5%, а также НДС на топливо – с 7 до 20%. Цены на топливо отреагировали на это ростом. Причем и рассчитывать на существенное увеличение налоговых поступлений не стоит, предупредили эксперты.

Украинское руководство решило стабилизировать налоговую систему в стране на уровне, существовавшем до начала специальной военной операции (СВО) РФ 24 февраля 2022 года. С таким разъяснением выступил в ходе телемарафона премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. По его словам, речь идет об отказе от упрощенной системы налогообложения, которая была введена с началом СВО, что, в частности, предполагает повышение уровня налога с оборота до 5% вместо прежних 2%. Других изменений, кроме возвращения к довоенному уровню, до окончания боевых действий киевские власти не планируют и не допустят, заверил Шмыгаль.

Как известно, принятые решения, подразумевавшие практическое усиление нагрузки на бизнес, стали одним из условий сотрудничества с Международным валютным фондом. Часть предусмотренных решений вступила в силу с 1 июля. Так, налог на добавленную стоимость (НДС) на топливо был возвращен до уровня 20%, тогда как с марта 2022 года он составлял 7%. Кроме того, начали действовать довоенные ставки акцизов: в частности, на бензин – 213,5 евро/1000 л, на дизельное топливо – 139,5 евро/1000 л, на автогаз – 52 евро/1000 л.

Также, рассказал на днях журналистам глава комитета Верховной рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, с 1 августа намечено вернуться к 5-процентному уровню налога с оборота и возобновить проверки бизнеса. Упомянутые коррективы предусмотрены договоренностями с МВФ. Но самое главное – госбюджет нуждается в увеличении доходов. «Мы не повышаем налоги, как, например, США, которые во время Второй мировой войны повысили налоги до 94%. Мы не вводим новые налоги, которые нам предлагали ввести, например НДС в размере 25% или военный сбор 10%. Мы возвращаем налоги на довоенный уровень», – уточнил депутат. При этом, добавил он, указанный налог взимается не из убытков, а с доходов. И до сих пор в течение полутора лет военного конфликта государство поддерживало бизнес за счет низких налогов. Но госрасходы на оборону увеличиваются, в том числе они идут на финансирование 15 новых военных бригад, а также на оснащение военнослужащих, ремонт техники и т.п., конкретизировал Гетманцев. Получается, что на практике для местных предпринимателей, и без того переживающих непростые времена, соответствующие налоговые платежи увеличиваются более чем вдвое. К тому же с повышением НДС и акцизов на топливо неизбежно должны были вырасти и цены.

В своем выступлении премьер Шмыгаль прокомментировал и этот вопрос, предположив, что после возвращения довоенного налогообложения в июле цены на украинских АЗС увеличатся в среднем на 5 грн. за литр. «Это не критическое повышение, но чрезвычайно важное поступление в бюджет, которое действительно поможет нам в очередной раз поддержать Вооруженные силы Украины (ВСУ)», – сказал глава кабмина. По его оценке, дефицит горючего в стране не прогнозируется.

Правда, по данным киевских СМИ, цены на топливо в стране стали постепенно расти еще в конце июня. 30 июня накануне возвращения довоенного налогообложения некоторые сети автозаправочных станций повысили расценки в пределах 0,2–3,2 грн/л. После чего они продолжили понемногу расти. С 3 июля на АЗС их снова повысили в диапазоне 1–5 грн. за литр. А в целом, спрогнозировали эксперты, стоимость дизеля и бензина может вырасти на 6–10 грн. Но указанные уровни существенно превышают прогнозные оценки правительства.

Тогда как директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн отметил в соцсетях, что после возвращения довоенных налогов на топливо с 1 июля стоимость бензина и дизеля почти ежедневно увеличивалась на 2–3 грн. за литр и пика достигнет в конце текущего месяца. Тогда и нужно будет подводить первые итоги. Пока же очевидно, что первая волна подорожания горючего обусловлена именно НДС, поскольку его платят во время продажи. Акцизы проявятся в ценах во второй половине месяца, так как участники рынка импортировали большие объемы продукции в мае-июне с низкой акцизной ставкой. «По мере того как объемы запасов со «старым» акцизом будут замещаться новыми объемами с высокой ставкой, будет происходить интеграция в цену», – оговорил аналитик. А также уточнил, что в большей мере повышение акцизной планки (более чем вдвое) скажется на стоимости бензина. Тогда как цены на дизель и автогаз продемонстрируют основной рост до конца этой недели.

Так или иначе очевидно, что подорожание горючего обернется общим увеличением цен для населения и расходов для предпринимателей. Но поспособствует ли предпринятое «умиротворение» налогов существенному увеличению бюджетных поступлений?

Рассчитывать на их значимый рост вряд ли следует, ответил «НГ» эксперт НИУ ВШЭ (высшей школы экономики) Андрей Суздальцев. Как он напомнил, принятое Киевом в начале военного конфликта с РФ решение о введении упрощенной системы налогообложения представлялось вполне резонным. Хотя в результате также сокращались соответствующие отчисления в бюджет, но их, собственно, и так не хватало. Поскольку общая ситуация в стране с 2014 года (когда жители Крыма проголосовали за присоединение к РФ и также Киев спровоцировал боевые действия в Донбассе) оставалась мирной лишь условно. И уже тогда украинское государство нуждалось в поддержке западных спонсоров. В начале же масштабного вооруженного конфликта с Москвой в Киеве, очевидно, рассчитывали на быструю победу. В то же время там надеялись на более активную финансовую помощь Запада, а также на будущие российские репарации и, наряду с прочим, на замороженные активы ЦБ РФ, которые сначала оценивались в 400 млрд долл., а затем эта сумма снизилась до 200 млрд долл. Однако пока все эти расчеты себя не оправдали. «И в Киеве были вынуждены восстановить прежние налоговые ставки. Но поскольку украинская экономика в условиях военных действий продолжает разваливаться и на плаву сегодня удерживаются в основном АПК да пищевая промышленность, можно предположить, что большого увеличения бюджетных поступлений эта мера не обеспечит. Хотя киевские руководители и ее постараются отработать в собственных в пиар-целях», – допустил Суздальцев. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *