Украинское зерно могут перепродать дважды

ес, запрет, украинский агроимпорт, украина, зерновой кризис, зерновая сделка, военный конфликт

Зерно из Украины будет поступать на продажу в другие страны, но на новых условиях. Фото Reuters

Наряду с запретом импорта пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника из Украины Еврокомиссия также согласилась запретить и ввоз масла. Таким образом, в ЕС вернулись к ранее существовавшим ограничениям в отношении украинского агроимпорта. Ранее же они были отменены, в том числе с целью получения дополнительной прибыли на продаже дешевого зерна в условиях военного конфликта, напомнили эксперты. Причем, если представители Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) договорятся о выкупе накопившихся в ЕС излишков с последующей их транспортировкой в беднейшие страны Африки, это будет означать, что заинтересованные европейские страны заработали на украинском зерне дважды.

Под давлением Варшавы Европейская комиссия (ЕК) согласилась ввести запрет на импорт подсолнечного масла из Украины, хотя и выступила за сохранение его транзита. Об этом сообщили в среду польские СМИ, сославшись на заявления министра сельского хозяйства Роберта Телуса после переговоров с комиссарами ЕС. По его словам, Польша не откажется от блокады украинского импорта, если не получит необходимых инструментов, призванных гарантировать безопасность польских фермеров в условиях притока товаров из Украины. В то же время польская сторона продолжает переговоры о запрете ввоза украинской муки, меда, сахара, замороженных фруктов, яиц, мяса (особенно птицы), молока и молочных продуктов, яблочного сока, перечислил Телус.

Напомним, в связи с началом специальной военной операции РФ (СВО) в Евросоюзе отменили ранее предусмотренные квоты и пошлины на зерно и прочую сельхозпродукцию из Украины. В результате только из-за наплыва дешевого украинского зерна, по некоторым оценкам, фермеры из Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии и Словакии потеряли 417 млн евро. В таких условиях польские власти с 15 апреля запретили ввозить зерно и другое продовольствие из Украины. Далее о намерении ввести аналогичные запреты также заявили в Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии, пообещав сохранить транзит. В ответ Еврокомиссия рекомендовала пяти пострадавшим странам отказаться от односторонних шагов и предложила субсидии для местных фермеров в сумме 100 млн евро – в дополнение к обещанным ранее на сумму 56 млн евро.

Но пока переговоры продолжаются. И в Румынии с начала текущей недели уже решили пломбировать весь грузовой транспорт с транзитной украинской сельхозпродукцией. Как информировали в «Укртрансбезопасности» по итогам встречи профильных министров двух стран, устанавливать пломбы на упомянутый автотранспорт поручено представителям румынских таможенных органов. В связи с чем перевозчикам украинской сельхозпродукции предписано заранее подготовить свои грузовики к пломбированию.

На таком фоне и были обнародованы две новые инициативы, направленные на преодоление возникшего «зернового кризиса». В частности, в среду киевские СМИ сообщили, что украинский предприниматель, член Комитета по логистике Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) Юрий Щуклин выразил готовность бесплатно передать в пользование ЕК новую информационную систему планирования и контроля перевозок. Предложенная новаторская технология позволит сделать прозрачными бизнес-процессы с украинским зерновым экспортом для всех участников логистической цепочки – от перевозки до хранения со стороны Украины и стран ЕС. «Европейцы защищают свой рынок якобы от демпинга украинских товаров, но не видят, сколько денег они теряют, закрывая рынки, – возможно, в разы больше. Ведь украинцы платят большие средства за услуги перевозки, перевалки, и польская железная дорога PKP, LHS, другие железные дороги, частные операторы, порты – все получают дополнительный доход», – аргументировал Щуклин.

Впрочем, приведенные им аргументы не избавляли от резонного вопроса о том, почему данная чудо-система не была использована для наведения порядка на самой украинской территории, скажем, еще несколько месяцев назад, когда на проблемы с демпингом в экспорте зерна и последующим затовариванием в соседних странах начали указывать украинские аналитики. К слову, похожий вопрос породила и другая инициатива, призванная помочь Европе избавиться от зерновых излишков. Накануне директор офиса Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) в Брюсселе и Берлине Мартин Фрик уведомил о возможности забрать у Евросоюза скопившееся там избыточное украинское зерно, чтобы далее доставить его в бедные страны. Это имело бы решающее значение в условиях глобального продовольственного кризиса. «Мы транспортируем зерно из Украины через Черное море и готовы работать с Европейской комиссией и государствами-членами, чтобы найти решение», – уточнил Фрик. Хотя он тоже не объяснил, почему, собственно, в ВПП не озадачились упомянутой проблемой ранее, например осенью прошлого года, когда представители России стали говорить о том, что вопреки изначальным договоренностям в рамках известной зерновой сделки беднейшим странам Африки отправляется лишь незначительная доля украинского зерна, а наибольшие его объемы уходят в европейском направлении.

По сути, пояснил «НГ» президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, представители стран ЕС обеспечивали собственную продовольственную безопасность, резонно опасаясь, что в условиях военных действий налаженные системы поставок могут оборваться и цены пойдут вверх. Теперь же возникла ситуация, когда украинская сельхозпродукция переполнила европейские рынки и обрушила цены. От упомянутых рисков в ЕС предохранялись и прежде, квотируя либо вовсе перекрывая аграрный импорт из Украины, что касалось в том числе и зерна, и масла. Так что сейчас там просто вернулись к прежним ограничительным мерам, оговорил Ищенко.

При этом нельзя исключить, что предложенная система либо окажется неэффективной, либо чрезмерно затратной, отметил эксперт.

В свою очередь, политолог НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев заметил «НГ», что в данной ситуации руководством ЕС было допущено несколько ошибок. Причем там не только «пожадничали», но и не продумали заранее, как подстраховаться на случай вероятного переизбытка. Тогда как сегодня в Брюсселе ограничиваются половинчатыми решениями, предлагая незначительные с точки зрения потерь субсидии. Вместо того, например, чтобы обеспечить выкуп образовавшихся зерновых излишков за счет собственных средств, подчеркнул Суздальцев. При этом надо понимать, продолжил он, что и предложенный ВПП вариант в случае достижения соответствующих договоренностей не будет реализован бесплатно. То есть украинское зерно может быть перепродано дважды и вовсе не по тем ценам, по которым оно приобреталось у местных фермеров, резюмировал политолог НИУ ВШЭ.

С учетом высказанных аналитиками замечаний возникают и сомнения относительно того, удастся ли в итоге заинтересованным сторонам разрешить тот же «зерновой кризис», допустим, до окончания срока временного запрета на импорт украинской сельхозпродукции, установленного в Польше до 30 июня.

Однако здесь, по мнению Ростислава Ищенко, пока слишком многое неизвестно. «Новый урожай еще собрать надо. А каким он окажется, пока сказать сложно. Как и предугадать, какие территории Украины к этому времени перестанут быть украинскими», – констатировал президент Центра системного анализа и прогнозирования.

В подобных обстоятельствах о введении пошлины на импорт пшеницы, кукурузы и ячменя из Украины уже объявили и в Турции. По информации Resmi Gazete, с 1 мая 2023 года ставка пошлины на соответствующий импорт будет поднята с нынешнего нулевого уровня до 130%, что неизбежно приведет к неконкурентоспособности украинского зерна. Данная мера направлена на защиту отечественных производителей накануне нового урожая, отмечалось в сообщении. До введения пошлины Турция значилась крупнейшим покупателем украинской пшеницы и ячменя. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *