К жизни «после 18 мая», когда должен вступить в силу ужесточенный закон о мобилизации, Украина оказалась не готова ни на нормативном, ни на организационном уровне. При этом в Верховном суде определили, что религиозные убеждения не являются убедительным основанием для отказа от призыва. В то время как в кабмине уже зарезервировали бронь для букмекеров. Обилие несостыковок также обусловлено попытками людей найти лазейки в законодательстве, чтобы не попасться военкомам, уточнили эксперты. Но в итоге, по их мнению, жизнь украинского населения после 18-го числа неизбежно изменится.
В преддверии вступления в силу нового закона о мобилизации, ориентированного на увеличение набора в Вооруженные силы Украины (ВСУ) при ужесточении мер в отношении уклонистов, украинские СМИ, в частности, сообщили, что водители грузового транспорта не имеют возможности обновить персональные данные в территориальных центрах комплектования и социальной поддержки (ТЦК и СП – аналог прежних военкоматов), чтобы выехать в рейс. В результате это может привести к подорожанию импортируемого топлива, запасы которого на местных АЗС ограничены, подчеркнули аналитики.
В то же время ограниченной остается и пропускная способность ТЦК, которая зависит также от количества сотрудников, рассказали в четверг журналистам в Министерстве обороны Украины. Так, в Киеве пропускная способность ТЦК не превышает 70 человек в сутки.
При этом уточнялось, что с 18 мая всем военнообязанным отводится 60 дней для обновления своих данных. Сделать это можно непосредственно в ТЦК и СП или через центры предоставления административных услуг (ЦПАУ) и электронный кабинет.
Правда, и ЦПАУ, как уведомили в тот же день в ряде региональных структур, правительство до сих пор не предоставило доступ к соответствующим системам. В частности, об этом сообщили в Львовской областной администрации, также отметив, что не было организовано и необходимого обучения персонала. Причем, как заявила депутат комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Верховной рады Украины (ВР) Ирина Фриз, вовремя разработать надлежащие подзаконные акты должно было правительство, а не парламент.
В отсутствие четкой регламентации всех сопутствующих процессов неизбежно продолжились споры по самым разным вопросам. В том числе о том, когда повестку следует считать врученной военнообязанному. К примеру, накануне спикер Министерства обороны Украины (МО) Дмитрий Лазуткин в ходе телемарафона также прокомментировал ситуации, когда призывник обнаруживает в своем почтовом ящике повестку уже после той даты, на которую он был вызван в ТЦК. Но по закону, напомнил Лазуткин, человек должен лично расписаться в повестке, и только с этого момента она считается врученной.
Хотя его разъяснения, касавшиеся повесток, полученных обычной почтой, объективно противоречили обстоятельствам, связанным с электронной повесткой, для которой очевидно никакой подписи призывника уже не требуется. Причем, как информировал СМИ исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза по правам человека Александр Павличенко, неподчинение требованиям электронной повестки, размещенной в кабинете призывника, повлечет за собой такие же последствия, как и при невыполнении предписаний повестки, врученной самому военнообязанному. За невыполнение требований по повесткам относительно сверки персональных данных или явки для прохождения военно-врачебной комиссии (ВВК) предполагается административная ответственность. А в случае невыполнения мобилизационного распоряжения наступает уголовная ответственность, уточнил Павличенко. А также назвал электронные повестки современным каналом связи, исключающим посредников для их передачи призывникам.
Однако, как уточнил на днях член комитета ВР по вопросам нацбезопасности Федора Вениславский, пока электронные кабинеты военнообязанных начнут работать в пилотном режиме. И будут тестироваться 30 дней, то есть полноценно проект запустят лишь в июне. Но в таком случае призывники могут не уложиться в оговоренные 60-дневные сроки. За нарушение правил воинского учета предусматриваются штрафы в размере от 17 000 до 25 500 гривен (свыше 34–51 тыс. руб.).
Показательно, что непроясненным остается и вопрос об ответственности упомянутых выше посредников в лице руководителей предприятий. Как объяснил член парламентского комитета по нацбезопасности Александр Федиенко, если до 18 мая их участие в мобилизационном процессе ограничивалось принятием приказа с оповещением работника о повестке, то теперь, видимо, они будут обязаны нести ответственность и за доставку подчиненных в ТЦК. Хотя как на практике начнет действовать данный механизм, пока из постановления правительства непонятно, отметил депутат.
По мнению завотделом Украины Института стран СНГ Ивана Скорикова, люди по-разному трактуют обсуждаемые положения также потому, что пытаются найти лазейки в законодательстве и уйти от военкомов. Хотя что до тех же электронных повесток, то по закону они будут считаться доставленными с момента появления в электронном реестре. Другое дело, что многие военнообязанные не станут спешить с подключением к этим реестрам. Но тут вступят в действие предусмотренные штрафы и ограничения, а если уклониста поймают, то признают его преступником.
На днях Верховный суд (ВС) Украины фактически лишил сограждан еще одной лазейки, призванной помочь избежать призыва. Разбирая дело конкретного гражданина, который отказался от мобилизации, так как это не допускалось его религиозными убеждениями, судьи признали такое объяснение неубедительным и объявили его виновным в незаконном уклонении от призыва. Как постановил ВС, в период военного положения и мобилизационных мероприятий право на отказ от военной службы по религиозным убеждениям не является абсолютным и может быть ограничено.