В кабульском аэропорту сообразят на троих

афганситан, кабул, аэропорт, управление, талибан, турция, оаэ

Аэропорт Кабула хотят контролировать представители сразу нескольких влиятельных государств. Фото Reuters

Турция не против подключить Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) к управлению кабульским международным аэропортом. Такое заявление сделал министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, который допустил: и Анкара, и Доха, и Абу-Даби смогли бы обеспечить функционирование важного транспортного узла совместно. Несмотря на то что многое в этом вопросе будет зависеть от взявшего под контроль Афганистан движения «Талибан» (запрещено в России), идея о подключении Эмиратов показывает масштабы борьбы международных игроков за афганскую арену. Турция же, не так давно восстановившая связи с ОАЭ, оказалась заложницей своего примирения.

О том, что формула управления кабульским аэропортом им. Хамида Карзая могла бы быть трехчастной, Чавушоглу заявил на пресс-конференции по итогам года. «До прихода талибов к власти мы руководили военным крылом кабульского аэропорта по натовской линии. Гражданской частью руководила компания из ОАЭ», – обратил внимание шеф турецкой дипломатии, отвечая на вопрос государственного издания Daily Sabah. В то же время министр уточнил, что эмиратовцы проработали там около полутора лет. Сейчас воздушная гавань нуждается прежде всего в обеспечении нормальной работы: взлетно-посадочная полоса и терминалы были сильно повреждены из-за царившего там хаоса на фоне эвакуации и кровопролитных терактов.

С конца августа технические специалисты из Катара и Турции помогают наладить работу аэропорта. Как напомнил Чавушоглу, Доха и Анкара выделили частные компании, которые разработали свои инициативы и передали Кабулу. «Талибы также озвучили свои предложения, которые анализируются, – сказал турецкий министр. – Если эти предложения будут соответствовать позиции (как Турции, так и Катара. – «НГ»), то Анкара и Доха готовы взять на себя эту роль». По словам министра, в противном случае «Талибан» будет обсуждать этот вопрос с другими заинтересованными государствами. «Это нормально, что разные страны делают предложения во время этого процесса», – успокоил аудиторию глава МИД республики.

Тем не менее за контроль над аэропортом разгорается настоящая борьба. Афганская деловая среда, представителей которой цитирует местный канал Tolo News, выступает за подписание контакта именно с ОАЭ в связи с тем, что «свыше 200 тыс. афганцев проживают в Эмиратах и имеют инвестиции там на миллионы долларов». «Контракт важен для нашего бизнес-сообщества, – говорит глава совета афганских трейдеров в ОАЭ Обайдулла Салар Хаиль. – Мы призываем нынешние власти передать управление аэропортами (Абу-Даби. – «НГ»), так как это поможет развитию страны». По его оценкам, в случае заключения договора с турками и катарцами «предприниматели из Афганистана будут ограничены в доступе и привлечении инвестиций».

Изначально шла речь о турецко-катарской формуле управления аэропортом им. Хамида Карзая. В этом месяце появились данные (см. «НГ» от 23.12.21) о готовности Анкары и Дохи заниматься целыми пятью воздушными гаванями Афганистана. Сведения были интерпретированы как признак финализации соглашений между Турцией, Катаром и «Талибаном». Однако вскоре пресс-секретарь Министерства транспорта и гражданской авиации во временном правительстве Афганистана Имамуддин Ахмади отверг распространенную информацию о достижении договоренностей. Он уточнил, что турецко-катарская техническая группа просто посетила Кабул и что консультации будут продолжаться: никакой ясности по этому поводу нет.

ОАЭ на этом фоне предпринимали самостоятельные переговорные усилия. В минувшем месяце стало известно о серии консультаций между Абу-Даби и талибами. По данным Reuters, задачей эмиратовцев было выяснить, кто будет отвечать за обеспечение функционирования международного аэропорта. По словам нескольких высокопоставленных собеседников агентства из ОАЭ, аравийское государство могло бы взять на себя ответственность и за функционирование объекта, и за доставку гуманитарных грузов. На этом фоне частный афганский авиаперевозчик Kam Air начал ежедневные полеты в Дубай. Местная государственная компания Ariana также приступила к выполнению рейсов в Дубай и Эр-Рияд.

Администрация свергнутого президента Афганистана Ашрафа Гани действительно заключила в 2020 году с базирующейся в ОАЭ компанией договоренности на обслуживание международного транспортного узла в Кабуле. Однако у этой сделки были свои странности: афганские СМИ обратили внимание на то, что заключившая договор фирма GAAC Holding Group была создана и оформлена практически накануне участия в тендере. Тогда это дало повод говорить о коррупционном характере сделки. Тем не менее сейчас, вероятно, законность этого контракта под сомнение почти не ставят: Чавушоглу рассуждает о праве Эмиратов на участие в судьбе кабульского аэропорта без всякого скепсиса.

Есть подозрения, что у Абу-Даби имеется интерес создать противовес военно-политическому влиянию Дохи и Анкары. «ОАЭ наблюдают за тем, как Катар становится любимцем Вашингтона, и их беспокоит, что это может означать, – пояснила в разговоре с Wall Street Journal бывший куратор отношений со странами Персидского залива в Совете нацбезопасности США Кирстен Фонтенроуз. – Помимо собственных интересов у них есть более широкие внешнеполитические цели: они хотят позитивных отношений с администрацией Байдена».

Что же касается Турции, то на фоне начатой в этом году нормализации отношений с ОАЭ она просто вынуждена учитывать их интересы. Особенно в свете готовности аравийского государства обеспечить значительный приток инвестиций в страдающую экономику республики. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *