Раньше Владивосток был просто портом, теперь юридически стал портом свободным. Фото с сайта www.vmtp.ru,Принятие более 30 подзаконных актов необходимо для того, чтобы Федеральный закон «О свободном порте Владивосток», призванный раскрыть транспортно-логистический и транзитный потенциал Приморья и сделать его равноправным конкурентоспособным игроком в Азиатско-Тихоокеанском регионе, начал работать. Разработчики документа, бизнесмены, политики, эксперты и чиновники признают, что кроме многообещающей оболочки документ пока «наполнен воздухом», и опасаются, что в процессе усовершенствования документ может быть забюрократизирован.,Главная задача закона – создание благоприятных условий для бизнеса, который мог бы прийти в Приморье, развиваться сам и экономически продвигать край.,Обещается, что режим порто-франко будет действовать в 15 муниципалитетах, общая площадь свободной зоны составит 28,4 тыс. кв. км. Для резидентов полагаются льготы в виде обнуления ставки налога на прибыль в течение пяти лет, льготный тариф страховых взносов – 7,6% вместо 30%, а также ускоренная процедура возмещения НДС, беспошлинные ввоз, вывоз и хранение товаров. Пограничный и таможенный пункты пропуска будут работать круглосуточно, восьмидневную визу можно будет получить на границе. Резидентам гарантируют сокращенные сроки рассмотрения и согласования проектно-разрешительной документации, уменьшение числа и сроков проверки.,По мнению одного из разработчиков закона советника министра по развитию Дальнего Востока Павла Волкова, свободный порт – это в первую очередь рабочие места, хорошая инфраструктура и возможность для жителей края реализовать себя. «Приморью он принесет удвоение бюджета, а Дальневосточному федеральному округу (ДФО) даст хороший толчок для экономического развития. По нашим расчетам, свободный порт даст экономический прирост ДФО в 34%», – подчеркивает Волков.,Но, как показывает практика, для работы документа требуется принятие большого числа подзаконных актов, и большинство из них касается таможенного законодательства. Непонятны также критерии, которые будут предъявляться к резидентам (сейчас они находятся на рассмотрении в правительстве РФ), неясны требования к бизнес-плану резидентов, которые устроили бы управляющую компанию свободного порта. До сих пор обсуждается налоговый режим свободного порта, есть свежие идеи по «открытому небу» аэропорта Владивосток и созданию в рамках закона в краевом центре международного медицинского кластера. Как признают разработчики закона, более длительное время потребуется на внедрение упрощенного визового режима в пограничных пунктах пропуска, дабы «не отбить охоту у иностранцев пользоваться им».,У глав муниципальных образований, чьи территории вошли в свободный порт, иная головная боль – при нынешних темпах и сложностях процедуры оформления земель отвод участков для резидентов будет процедурой очень утомительной. Муниципалы еще не получили документов о передаче бывших военных земель, а также не представляют, как снабжать электроэнергией будущие предприятия.,«Необходимо как можно быстрее решать вопрос о переводе пограничных пунктов пропуска на круглосуточный режим работы, – предостерегает глава Пограничного района Николай Тодоров. – 31 пассажирский автобус – нынешний максимум, который может пропустить наш погранпереход, – не позволит обеспечить нормальную работу свободного порта».,С этим согласны и представители бизнеса: о быстром таможенном оформлении приходится мечтать. Налоговики опасаются, как бы преференции резидентам порта не вошли в противоречие с налоговыми послаблениями для участников территорий опережающего развития и все это не сказалось на наполнении краевого бюджета.,Еще больше поддал жару беседе на недавнем круглом столе, на котором обсуждались проблемы реализации Федерального закона «О свободном порте Владивосток», представитель Дальневосточной таможни. «Все нововведения, касающиеся таможни, – обязательное предварительное декларирование, принцип одного окна, – позволяющие максимально сократить время нахождения товара в пункте пропуска, вступают в силу только с октября 2016 года, – предупредил первый заместитель начальника Дальневосточного таможенного управления Сергей Федоров. – Но наши специалисты активно участвуют в разработке ведомственных подзаконных актов с Федеральной таможенной службой, уже есть проекты семи нормативных документов».,У заведующего кафедрой мировой экономики Дальневосточного федерального университета Тагира Хузиятова несколько опасений насчет реализации документа. «Свободный порт – это не территория, а избирательный режим действия, в результате участники внешнеэкономической деятельности будут невольно поделены на разряды, что не только породит головную боль для налоговиков и таможни, но и будет мутить воду, в которой мы все знаем, что может происходить, – рассуждает эксперт. – Еще одно опасение – требующийся для воплощения закона пакет документов, как это у нас часто бывает, может выхолостить даже хороший закон».,Ожидания от закона, о необходимости создания которого президент Владимир Путин заявил в Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года (см. «НГ» от 26.03.15), у бизнеса высоки. Но эйфория, похоже, уже проходит, что показали диалоги на прошедшем во Владивостоке в сентябре Восточном экономическом форуме. На российско-японском круглом столе глава японской Ассоциации по торговле с РФ и новыми независимыми государствами Мураяма Шигеру предложил перестать восхищаться, а начать «смотреть конкретно», как проходит процедура оформления и получения статуса резидента, сколько времени занимает процедура таможенного оформления и прочее.,«Если мы, с одной стороны, размахивая флагом низких налогов и прочих упрощений для бизнеса, не сможем помахать флажком, на котором будет написано, что процедуры максимально упрощены, сокращены и прозрачны, то можем подрастерять имидж документа, – продолжает Хузиятов. – Очевидно уже, что с 12 октября этого года не заработает часть закона, касающаяся упрощенной процедуры получения визы на границе. Этим мы показываем иностранцам, что закон – это одно, а практика – иное. Если так и дальше пойдет, то подорвем саму идею свободного порта».,«На 90% задействованные структуры готовы к воплощению закона, но оставшиеся – самые тяжелые. Надеемся, что коллеги из федеральных органов исполнительной власти, аппарата правительства, Министерства юстиции быстро выпустят необходимый пакет документов, – говорит Павел Волков. – А бизнес уже активно интересуется, как можно стать резидентом свободного порта Владивосток».,Владивосток