В Украине озадачились подрывом Черноморского коридора под чужим флагом

украина, зерновая сделка, иностранные суда, черное море, провокация

Наталья Гуменюк ожидает провокаций на фоне отмены зерновой сделки. Кадр из видео с канала Ukraine Media Center Odesa на Youtube

Военные России могут осуществить провокационные действия с использованием иностранных судов под чужим флагом и обвинить в них Киев, заявила спикер Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк. И, таким образом, повторила аналогичные предупреждения западных союзников после выхода РФ из зерновой сделки, в рамках которой так и не были выполнены предусмотренные обязательства перед Москвой. Российские эксперты не исключили соответствующих провокаций со стороны Украины и Запада.

В среду в ходе телемарафона руководитель объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк предупредила, что российские военные могут «спровоцировать нестандартную ситуацию с обстрелом иностранного судна и обвинить в этом Украину». И добавила, что ее объектами также рискуют стать корабли, осуществляющие навигацию вокруг Крыма и других подконтрольных РФ территорий.

В тот же день с аналогичными предупреждениями выступили представители британской разведки.

Напомним, соглашения по Черноморской зерновой инициативе были подписаны в июле прошлого года при посредничестве ООН и Турции. Ими предусматривалось обеспечение вывоза украинской сельхозпродукции, а также российского зерна и удобрений. Однако принятые в рамках сделки обязательства перед РФ так и не были реализованы. Кроме того, в ночь на 17 июля была осуществлена повторная атака на Крымский мост, свою причастность к которой украинские силовики не скрывали. В тот же день Москва объявила о приостановке соглашения – до выполнения касающихся ее пунктов. В ответ Киев призвал организовать зерновой коридор без участия российской стороны. После чего ВС РФ осуществили серию ударов, в том числе по портовой инфраструктуре Украины, а также объявили, что с 20 июля все суда, направляющиеся в украинские порты, будут рассматриваться как «потенциальные перевозчики грузов военного назначения».

Для обсуждения создавшейся ситуации в среду было созвано экстренное заседание Совета Украина-НАТО. Накануне же заместитель официального представителя Госдепа США Ведант Патель заявил на брифинге, что в акватории Черного моря находятся суда различных стран, участвовавших в зерновой сделке. «Я уверен, что соответствующие страны легко не отреагируют, если Россия атакует эти корабли», – сказал спикер Госдепа.

А временно поверенный в делах США при ОБСЕ Кэтрин Брукер предупредила о возможных атаках России на гражданские суда в Черном море, чтобы впоследствии обвинить в этом Украину.

Подобные заявления, по мнению ведущего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Николая Силаева, могут повысить градус эскалации. Причем, как известно, решение о том, везти ли зерно из украинских портов, принимают собственники и капитаны судов исходя из возможных рисков. Заставить их принять на себя все риски невозможно. Тем более что провокации против гражданских судов, действительно, не исключены. Российские пограничники недавно предупреждали о возможности прохода через Керченский пролив кораблей непонятного назначения и, в частности, сообщали о выявлении судна со следами взрывчатки. В таких условиях провокационные действия Украины и стран Запада вполне реалистичными. «А что касается также возникшей там идеи организации военного конвоя для судов с украинской продукцией, то она сопоставима с решением об отправке военных НАТО для участия в боевых действиях на стороне Украины. Но можно ли исключить, что западные союзники Киева не примут такое решение?» – заметил Силаев в комментарии «НГ».

Между тем накануне комиссар ЕС по сельскому хозяйству Януш Войцеховский сообщил СМИ о готовности Евросоюза вывезти почти всю украинскую сельхозпродукцию «маршрутами солидарности». Как он напомнил, и во время зерновой сделки сухопутным путем через европейские страны из Украины вывозилось до 60% агропродукции, и лишь 40% шло морским путем. Но в перспективе по «маршрутам солидарности» – по железной дороге, автомобильным транспортом и на баржах по внутренним водным путям – возможно вывозить почти все, до 4 млн т украинских сельхозтоваров в месяц, рассказал еврокомиссар.

Предложением России – выполнить данные ранее обязательства по обеспечению экспорта ее зерна и удобрений – в Брюсселе пока не озаботились. Выполнение данных Москве обязательств означало бы нарушение антироссийского санкционного режима, отметил Николай Силаев. И к тому же, продолжил он, подобный шаг можно было расценить как движение в направлении деэскалации. Но этого на Западе, видимо, допустить не хотят. Тогда как озвученные там предложения по созданию тех же «маршрутов солидарности» пока свидетельствуют лишь об известной склонности представителей ЕС и США к красивым наименованиям своих акций. А их реалистичность с учетом нежелания пограничных государств разрешить импорт украинской агропродукции и объективных сложностей в осуществлении подобных операций сухопутным путем (в сравнении с морским) пока вызывает сомнения, резюмировал ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.

Отметим, в среду постпредство РФ при ООН информировало, что российская сторона отказалась от выступления на заседании Совбеза ООН по зерновой сделке из-за недопуска своего докладчика. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *