Вашингтон хочет продать Дели устаревшие истребители

пентагон, джеймс мэттис, индия, вооружения, военная техника, устаревшие истребители

Фото пресс-службы МО США

Cегодня начинается визит министра обороны США Джеймса Мэттиса в Индию. Задача Мэттиса – убедить партнеров закупить большую партию американских самолетов, беспилотных аппаратов и другой военной техники, потеснив РФ. Россия – основной поставщик вооружений на индийском рынке, но ее доля падает. По мнению эксперта, российские самолетостроители  проиграли схватку за поставку палубной авиации.

Мэттис встретится с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, новым индийским министром обороны Нирмалой Ситараман. Как передало AFP, главное место в повестке дня займут сделки по истребителям, дронам и обсуждение перспектив войны в Афганистане.

Мэттис – первый американский чиновник высшего ранга, посещающий Индию после того, как Дональд Трамп стал президентом США. В заявлении Пентагона говорится, что США смотрят на Индию как на ценного и влиятельного партнера, у которого с США широкие общие интересы, выходящие далеко за пределы Южной Азии.

Трамп и Моди встречались в июне в Вашингтоне. По словам Мукеша Агни, президента Форума стратегического партнерства США–Индия, политические лидеры двух стран считают сотрудничество  области обороны высшим приоритетом.

Естественно, американская сторона желает использовать тесные связи с Дели на высшем уровне для того, чтобы продвинуть продукцию военно-промышленного комплекса США в Индии, которая занимает первое место по закупкам иностранного оружия в мире. Прежде всего речь идет об истребителях Lockheed Martin F-16. Их предлагается поставить в количестве 70 единиц. Цена сделки – приблизительно 15 млрд долл.

Как утверждают СМИ, американским самолетостроителям придется выдержать конкуренцию со шведской корпорацией Saab. Ее новинка – боевой самолет GripenE, который впервые поднялся в воздух в июне. И Lockheed, и Saab предложили строить машины в Индии, чтобы соответствовать установке Моди «Делай в Индии». Цель этой кампании – сократить импорт и создать национальную оборонную промышленность. Дели заявлял, что ему нужны 100 истребителей с одним двигателем, чтобы противостоять растущей угрозе в воздухе со стороны Китая и Пакистана.

Закономерен вопрос: а где же в этой картине российские оборонщики? Ведь наша страна в течение десятилетий остается ведущим поставщиком вооружений Индии. В беседе с «НГ» Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий, отметил: «Ситуация с Индией противоречивая. С одной стороны, индийцы по-прежнему являются нашим крупным партнером в области военно-технического сотрудничества (ВТС). Если говорить о боевой авиации, то индийцы приняли решение, что основным их самолетом на следующие десятилетия будет Су-30, который они производят у себя по лицензии в сотрудничестве с корпорацией «Иркут». В других областях ситуация более драматическая. В частности, военно-транспортные самолеты индийцы закупают американские, а беспилотные летательные аппараты – в Израиле. Кстати, мы и сами израильские аппараты импортируем».

Сейчас, по некоторым сообщениям, индийцы объявили тендер на новый палубный самолет. Дело в том, что несколько лет назад они закупили партию российских самолетов МиГ 29К. Но корпорация «МиГ» не смогла полностью соответствовать требованиям. Поэтому у индийцев все истребители МиГ 29К стоят на приколе. И для следующего тендера они самолеты не пригласили.

Американцы хотят этим воспользоваться и продвинуть свой F/A 18 Super Hornet. Это их основной палубный самолет. Речь идет о поставке корабельных самолетов для базирования как на нынешних, так и перспективных авианосцах. Основным конкурентом будет французский Rafalе. Индийцы закупили его, но в ограниченном количестве по сравнению с Су-30. А Rafalе существует и в палубной версии. «Поэтому битва за поставку корабельных самолетов будет без нас», – пояснил Пухов.

Но Россия реализует крупный контракт на легкие вертолеты К-226, она поставила несколько сотен вертолетов Ми-8, Ми-17. «Что касается ВТС в целом, то положение неоднозначное. С одной стороны, наша доля на индийском рынке падает, с другой – мы контрактацию увеличиваем. То есть идет рост наших поставок. Иначе говоря, индийский рынок растет быстрее, чем доля России на нем», – заключил эксперт.

Индийские СМИ по-разному оценивают перспективы миссии Мэттиса. Респектабельная Hindustan Times пишет, что F-16 – устаревший самолет. Его производили еще в 1970-х годах, и потенциала для дальнейшего развития у этой машины нет. Поэтому американскому гостю будет нелегко убедить Индию пойти на сделку.

Тем не менее взаимодействие американских и индийских военных становится все более активным. Так, сейчас в штате Вашингтон идут совместные учения подразделений сухопутных войск двух стран.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *