В лагере уличной оппозиции ждут известий из Верховной рады.
Фото Reuters
Верховная рада в четверг поддержала сразу два законопроекта об отмене депутатской неприкосновенности. «За» проголосовало рекордное число депутатов – более 300 за каждый из законопроектов. На вечер же было запланировано рассмотрение второго пункта из пакета требований участников уличной акции – о новых правилах выборов в Верховную раду. Заседания парламента проходят на фоне продолжающейся у его стен акции оппозиции.
В палаточном городке находятся от 500 до 1000 человек. Время от времени они вступают в конфликты с полицейскими и нацгвардейцами, которые окружили здание парламента кольцом в несколько шеренг. Конфликтам разгореться не дают, и шаткое равновесие сохраняется. В четверг на площади включили трансляцию заседания Верховной рады. К обеду депутаты завершили трехдневный марафон с утверждением медицинской реформы и приступили к рассмотрению вопросов из пакета «Большой политической реформы», как озаглавили свои требования организаторы уличной акции.
Первым в повестке дня значился вопрос об отмене депутатской неприкосновенности. Рассматривались два похожих законопроекта. Первый (в виде поправок в Конституцию) подал президент Петр Порошенко. Речь шла о том, чтобы отменить действующую сейчас норму, согласно которой депутаты Верховной рады не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы без согласия парламента, подтвержденного голосованием по каждому из перечисленных пунктов отдельно. При этом Порошенко предусмотрел сохранение нынешней конституционной нормы, согласно которой «народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету». В самом законопроекте, которым предполагается внести изменения в Конституцию, сказано, что в случае утверждения его Верховной радой он вступит в силу с 1 января 2020 года. То есть после президентских и парламентских выборов, запланированных на 2019 год.
Депутат от партии «Свобода» Юрий Левченко, представлявший второй законопроект на ту же тему, назвал президентские предложения «шулерством». Он отметил, что власть намерена «пиариться на теме отмены депутатской неприкосновенности во время предвыборных кампаний», а после выборов может внести поправку в этот закон, отложив сроки вступления его в силу. Второй законопроект не указывал срок начала действия нормы об отмене депутатской неприкосновенности, предполагалось, что он вступит в силу сразу после завершения процесса утверждения.
Оба документа были направлены в Конституционный суд, который должен предоставить Верховной раде свои выводы. После этого состоится голосование. Но поскольку речь идет о внесении изменений в Конституцию, обязательная процедура предусматривает два голосования парламента (в первый раз – простым большинством в 226 голосов, во второй раз – конституционным большинством в 300 голосов) в ходе двух разных парламентских сессий. Если осенью украинские депутаты успеют, получив выводы Конституционного суда, проголосовать в первый раз, то окончательное голосование состоится только в следующем году.
Внефракционный депутат Остап Еднак в колонке для издания «Цензор.net» отметил, что отмена депутатской неприкосновенности – «любимая популистская игрушка» украинских политиков, этим вопросом уже давно принято «разогревать публику». Кстати, за время независимости в Украине уже несколько раз начинали процесс голосования, но никогда не доводили его до конца. «За отмену неприкосновенности перед телекамерами голосуют практически все народные депутаты. Затем вопрос тихо исчезает с повестки дня, не выходя на финишную прямую». Еднак напомнил, что обычно не находится 300 голосов для окончательного решения о поправках в Конституцию. Он пояснил, в чем дело: «Все понимают, что без закона о процедуре импичмента (президента. – «НГ») эта реформа ослабит парламент и усилит президента».
Об этом вчера оппозиция заявляла в Верховной раде. У представителя президента в парламенте Ирины Луценко депутаты спрашивали о том, когда Петр Порошенко намерен внести законопроекты о статусе президента (правах, обязанностях, ответственности и т.д.), когда появятся законопроекты о процедуре импичмента и о временных следственных комиссиях, уравнивающие главу государства в правах с депутатами, которые лишатся иммунитета. Без перечисленных решений отмена депутатской неприкосновенности приведет к узурпации власти, заявил представитель Радикальной партии Игорь Мосийчук. Луценко не дала четких ответов, ограничившись заверением, что Петр Порошенко обязательно выполнит свои предвыборные обещания.
Три решения, принятия которых сейчас требуют участники акции протеста, по-прежнему остались непонятными не только для большинства граждан, но вызывают вопросы и у многих политических сил. Лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок в своем блоге отметил, что решения необходимы, но их нельзя назвать «большой политической реформой»: «Это не приведет ни к демонтажу олигархическо-коррупционной системы, ни к строительству справедливого социального и национального государства». У партии свой, гораздо более широкий перечень требований.
Представители сил, организовавших акцию протеста, неофициально отмечают, что их список требований появился в итоге поиска точек соприкосновения в программах прозападных движений, организаций и партий. Политический эксперт Виктор Мороз отметил в колонке для «Украинской правды», что сейчас совершенно непонятно, способны ли все те силы, которые организовали акцию 17 октября, сплотиться, договориться о долгосрочном сотрудничестве, выработать принципы совместной деятельности на будущее. «Большинство политиков, задействованных в этих мероприятиях, рассматривают их и как начало президентской и парламентской предвыборных кампаний. Смогут ли они подчинить амбиции общему делу?» – задал он риторический вопрос.
Политолог Виктор Небоженко отметил уникальность нынешней ситуации для украинской политики. Хотя Михаил Саакашвили выступил инициатором нынешней акции протеста, но он не стал лидером: «Его функция в запуске протестных акций и привлечении к ним все новых и новых участников (различных политических сил). И политическая проблема президента Порошенко в том, что Саакашвили не собирается занять его место во власти, как это было в прошлые майданы 2004 и 2014 годов, где лидер протестующих в результате победы получал главный приз и занимал место поверженного врага – должность президента Украины».
Тот факт, что Саакашвили не может претендовать на кресло президента или депутата в Украине, играет свою роль. «Внешне власти удалось удержать ситуацию под контролем. Но политические последствия (акции 17 октября. – «НГ») крайне негативны. Страна делает выводы, и они не в пользу властей…Получается, что политики, получившие власть в результате победы майдана, настроены решительно сохранить эту власть любыми средствами. Власть показала, что не собирается вступать в дискуссию или представлять чьи-либо интересы, кроме собственных. Это приведет к сдвигу в общественном мнении о политической ценности и легитимности нынешних политиков, стоящих у власти. Особенно президента Порошенко», – полагает политолог.
Сохраняя стабильность, власть одновременно сохраняет старую политическую систему, олигархию и все те пороки в развитии государства, которые дважды приводили к майданам. Это, как отмечают собеседники «НГ» в Киеве, раздражает Запад, который считает, что перемены, реформы, успешное развитие Украины – это залог прекращения войны и реинтеграции территорий.
В среду вечером группа депутатов из так называемой группы еврооптимистов во главе с Мустафой Найемом – одним из активных организаторов и участников протестной акции – собирались напрямую обсудить ситуацию с президентом Петром Порошенко. Но встреча не состоялась, поскольку, как утверждают депутаты, глава государства не захотел видеться с некоторыми из них, а остальные проявили солидарность…
Политолог Виктор Небоженко считает, что при внешнем спокойствии ситуация продолжает накаляться. «С 17 октября в Украине появились сразу три политические оппозиции. Первая – несистемная протестная уличная оппозиция. Вторая – открытая парламентская оппозиция нынешнему политическому курсу. И третья – это скрытая оппозиция президенту Порошенко среди чиновников внутри самой исполнительной власти. Если конфликт будет развиваться, то все три вида оппозиций начнут взаимодействовать и сотрудничать. Как это было и в начале майдана. Драматизм ситуации заключается в неопределенности намерений власти и протестной оппозиции. Пока неизвестно, как далеко та и другая сторона может зайти в этом конфликте».
Киев